Российско-литовский погранпереход в Куршском заливе будет обустроен с привлечением частных инвестиций

Первый в регионе речной пункт пропуска на государственной границе будет обустроен с привлечением частных инвестиций.

Проект обустройства погранперехода Рыбачий - Нида в Куршском заливе, на границе с Литвой, планируется начать уже в этом году. С его вводом эта часть российской акватории станет открытой для захода иностранных судов.

Как сообщил заместитель руководителя Калининградского территориального управления Росграницы Александр Кошлин, имеется частная компания-инвестор, которая за свои деньги может отремонтировать причал и оборудовать стоянки. Государство, в свою очередь, должно взять на себя обустройство морской инфраструктуры.

Возможность открытия пункта пропуска в Рыбачьем, чтобы во внутренние воды могли заходить маломерные суда из соседних европейских государств, обсуждается уже много лет. Интерес к российской части Куршского залива давно проявляют западные яхтсмены. Однако до настоящего времени карта Калининградской области в яхтенном мире - сплошное белое пятно. И если в Куршском заливе все упирается в отсутствие пункта пропуска, то в Калининградском (Вислинском) заливе эта проблема решена. В прошлом году вступило в силу подписанное с Польшей соглашение о судоходстве. Иностранцам, прибывающим в морской порт Балтийск, разрешено безвизовое пребывание на территории области в течение 72 часов в составе туристической группы. Тем не менее эта часть акватории пока не очень-то оживилась. Хотя в заливе появились польские суда, пассажиры с них на берег обычно не сходят, а подобные рейсы получили в народе название "пьяные".

- После открытия границы судно с польскими гражданами два часа находится в наших водах, - объясняет Александр Кошлин. - Потом граница закрывается, на судне начинает работать магазин беспошлинной торговли - дьюти-фри, где пассажиры затовариваются дешевым спиртным и отправляются обратно в Польшу. Сходить на берег невыгодно ни капитану, ни пассажирам. И мы согласны с позицией калининградского погрануправления: в таком случае соглашение об открытии судоходства не выполняется. Все-таки люди, если прибыли в Калининградскую область, должны сойти на берег, пройти какой-то маршрут. А иначе таких гостей Янтарного края туристами довольно сложно назвать.

Другое мнение у специалиста по водному туризму Альберта Прохорчука, генерального директора крупной калининградской туристической компании.

- Надо с чего-то начинать, хотя бы с "пьяных" судов, - говорит он. - К тому же какой-то экономический эффект от них тоже есть. Во-первых, судозаход стоит денег. Во-вторых, пассажирам приходится покупать тур. К тому же перспектива у таких рейсов есть. В этом году возможно появление на этом маршруте дополнительного судна из Гданьска на 400 человек. Также изменится расписание, и прибывшие в Балтийск иностранцы будут находиться на территории РФ целый день. Таким образом, у нас есть шанс привлечь в область большее число туристов, причем не только польских, но и немецких, которые летом часто отдыхают в Гданьске.

Как считает Альберт Прохорчук, имеется другая проблема, которая тормозит развитие водного туризма в этой части акватории. Далеко не всем судам удобно проходить границу в Балтийске, если они нацелены на Калининград. А в областном центре ни в одном из имеющихся портов пограничники не оформляют пассажирские суда. Хотя в речном порту есть вся инфраструктура для этого. И раньше, до закрытия судоходства по Калининградскому заливу, именно оттуда отправлялись в Польшу суда с туристами.

- У поляков речные пункты пропуска находятся во Фромборке и Эльблонге, - объясняет генеральный директор турфирмы. - Оттуда на яхте напрямую по заливу до Калининграда 5 часов ходу. Вместо этого они должны идти 4 часа до Балтийска, там проходить границу, после чего еще 5 часов добираться до Калининграда.

Кстати, сейчас турфирма пытается решить вопрос по заходу в Калининград круизного швейцарского судна. Владелец наотрез отказывается идти в Калининград из Фромборка через Балтийск. При этом договор с турфирмой заключен на 14 заходов лайнера в этом году в Янтарный край. Если вопрос не будет решен, понесет убытки не только одна калининградская компания. Это очередная серьезная помеха планам региональных властей увеличить приток туристов в регион через морские и речные пункты пропуска и развить водный туризм в регионе.