14.02.2011 16:26
Поделиться

В регионах СЗФО разрабатывают программы развития водного туризма

Правительством РФ одобрен комплекс мер по открытию внутренних водных путей иностранным судам на период до 2015 года. Какие задачи в связи с этим поставили перед собой региональные власти, выясняли корреспонденты "РГ".

Санкт-Петербург

- Водный туризм в Санкт-Петербурге не достиг должного уровня развития, хотя интерес иностранных туристов к данному виду отдыха очень велик. Это направление является наиболее перспективным и прибыльным для города, - комментирует председатель комиссии ЗакСа Петербурга по туристской индустрии Андрей Черных.

На расширенном заседании комиссии Законодательного собрания Санкт-Петербурга по туристской индустрии, которое пройдет в ближайшие дни, поводом для обсуждения станут изменения в ФЗ РФ, открывающие внутренние воды для посещения иностранными судами. На мероприятие приглашены представители администраций Москвы, Московской, Тверской, Ярославской и Архангельской областей и Карелии, которые обсудят перспективы развития туризма на своих реках и озерах.

- Думаю, через три-четыре года эта линия будет в хорошем состоянии. Тем более что Волго-Балтийский путь очень интересен для иностранных туристов, - считает Черных.

По словам эксперта, развитие водного туризма привлечет иностранных туристов к таким местам, как Кижи, Валаам, Кирилло-Белозерский монастырь, Мышкин. "Интерес к этим маршрутам будет огромен", - убежден депутат. "На совещании будет обсуждаться вопрос о готовности туристических маршрутов", - сообщил депутат и добавил, что развитие водного туризма будет способствовать привлечению дополнительных доходов.

- По этому маршруту идут экскурсионные корабли, по 17 заходов. Нужно менять систему для частных посещений, - отмечает Андрей Черных.

Как рассказал "РГ" директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев, одним из популярнейших в советские времена был круизный маршрут Санкт-Петербург - Старая Ладога - Великий Новгород либо из Москвы в Петербург через Соловки. До 1972 года пассажирские суда туркласса совершали еженедельные туры Санкт-Петербург - Старая Ладога - Новгород, что прекратилось после постройки моста в Новой Ладоге.

- В прошлую навигацию началось возобновление пассажирского судоходства по реке Волхов, первый круизный теплоход уже приходил из Москвы в Великий Новгород, в следующем также планируют развивать это направление. Для возобновления маршрута в целом необходимо принятие ряда решений. Отсутствует освещение на участке трассы по реке Волхов от Санкт-Петербурга до Великого Новгорода, движение пассажирских судов запрещено в темное время суток. Разработана концепция роста пассажирских перевозок водным транспортом в Новгородской области - надо провести совместное обсуждение и принять решение по этому вопросу с администрацией Новгородской области; нужна информационная поддержка маршрутов, - говорит Сергей Корнеев.

Необходима организация и развитие объектов прибрежной инфраструктуры.

- Здесь можно выделить следующие главные направления: в последние годы подтвердилась востребованность у россиян такого отдыха, как чартер парусных судов. В Москве и Петербурге действует более пятидесяти фирм, представляющих как зарубежные чартерные агентства, так и являющиеся операторами собственных программ, - заметил глава союза.

Сергей Корнеев рассказал, что среди зарубежных яхтсменов имеется огромный интерес к путешествиям по водным просторам. И самой первой на пути у них будет именно Ладога, которая "может успешно конкурировать на международном рынке отдыха на воде - но только после ввода в строй необходимой береговой инфраструктуры. Общий размер рынка на этом направлении оценить очень сложно, к тому же он находится в прямой связи с эффективностью продвижения региона в системе туристского маркетинга за рубежом и из всех направлений будет развиваться с наименьшей динамикой, но тем не менее можно оценить его в объеме не менее одного миллиона евро в год в развитой фазе, - сообщил Сергей Корнеев.

Карелия

Не менее амбициозные планы и у Карелии, куда собираются привлечь 3,5 миллиона туристов. Правда, при этом стоимость поездки на знаменитый остров Кижи в 2011 году увеличится как минимум на 10 процентов. Теперь все, кто захочет полюбоваться деревянной тридцатиглавой Преображенской церковью на острове, должны будут заплатить 2200 рублей за одно посещение, поездка до Соловков обойдется в 1600 рублей. Об этом заявили на заседании совета руководителей туристических фирм Карелии, которые объяснили увеличение стоимости проезда в 2011 году подорожанием дизельного топлива и установкой новых систем навигации.

И хотя любителям русской старины придется выкладывать теперь за поездку на остров Кижи больше средств, это, как считают в министерстве экономического развития Карелии, не должно особенно повлиять на общую концепцию развития туризма в регионе, в том числе и водного. Как заявил заместитель министра Евгений Коткин, стратегией социально-экономического развития республики до 2020 года впервые определена миссия туризма - стать одной из трех основных составляющих экономической базы региона наряду с лесным и горнопромышленным комплексами.

- Сформулирована новая стратегическая цель региональной экономической политики - "формирование в республике высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса", - сказал Коткин.

Достижение цели будет осуществляться путем реализации региональных целевых программ развития туризма. Хотя в прошлом году и наблюдался спад посетителей в пределах 10-20 процентов, надежда на возвращение туристов в регион очевидна. Как сравнил статистические показатели заместитель министра Евгений Коткин, количество посетителей республики, приезжающих на отдых в Карелию, увеличилось за десять лет почти в полтора раза, валовой доход от всех видов въездного туризма вырос более чем в три раза, объем внебюджетных инвестиций в инфраструктуру туризма - в 5,6 раза, со 105 до 590 миллионов рублей в год.

Карелия продолжает осознанно вкладывать средства в развитие туризма. По объемам инвестиций в инфраструктуру туризма в общем объеме вложений в основной капитал она занимает одно из лидирующих мест в стране, опережая области с традиционно высоким туристическим потоком. Если в целом по России этот показатель составляет 0,39 процента, то в Карелии - 2,7. Особые надежды республиканскими властями возлагаются на развитие водного туризма, поэтому уже сейчас ведутся переговоры с основными перевозчиками, определяются приоритеты в направлениях маршрутов и цены.

Великий Новгород

В Новгородской области также будет разработана программа развития водного туризма. В администрации региона уверены - у этого направления большое будущее. По результатам анализа, проведенного специалистами областного комитета культуры, туризма и архивного дела, наиболее перспективными являются межрегиональные водные маршруты Нижний Новгород - Москва - Санкт-Петербург - Великий Новгород, Москва - Санкт-Петербург - Великий Новгород, Санкт-Петербург - Старая Ладога - Соснинская Пристань - Великий Новгород, а также внутренние речные маршруты с посещением Рюрикова городища и Старой Руссы.

Отчасти работа по их внедрению уже ведется. Нынешним летом по реке Волхов начали курсировать теплоходы из Москвы и Санкт-Петербурга, кроме того, был открыт внутренний маршрут с посещением Рюрикова городища. Интерес туристов не оставляет сомнений в востребованности речного туризма: билеты на московские и петербургские рейсы были раскуплены за несколько месяцев.

Однако для организации полномасштабных круизных перевозок необходимо провести очень большую подготовительную работу. Развитию водного туризма в Новгородской области мешают отсутствие необходимого числа причалов для судов и мест заправки топливом и ограниченная проходимость в некоторых местах в связи с наличием порогов или негабаритной высотой мостов. Но в целом, по мнению начальника водных путей и судоходства Новгородского района Виктора Силкина, с июня по август движение туристских судов по Волхову в летние месяцы вполне осуществимо.

Мнение

Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга:

- Программа развития туризма в 2005-2010 годах одна из самых эффективных по достигнутым результатам. Практически все поставленные в ней задачи выполнены и перевыполнены.