10.02.2011 00:50
    Поделиться

    2011 год даст новый импульс белорусско-российской интеграции

    Постоянный Комитет Союзного государства готовит очередное заседание союзного Совмина, которое, как договорились 20 января на встрече в Москве председатели правительств России и Беларуси Владимир Путин и Михаил Мясникович, пройдет в первой половине марта в Минске.

    Рассказать о подготовке к союзному Совмину мы попросили Государственного секретаря Союзного государства Павла Бородина. Беседа проходила в кабинете Госсекретаря на Старой площади. Павел Бородин, как обычно, был энергичен, бодр, настроен по-деловому. Выйдя из кабинета в приемную за десять минут до назначенного времени и увидев меня, Госсекретарь решительно скомандовал: "Пошли работать!" В ходе интервью Павел Бородин, тоже как обычно, все цифры и факты приводил по памяти, держа в руках (и почти не заглядывая даже в нее!) лишь информационную справку о подготовке вопросов проекта повестки дня заседания Совмина.

    В повестке союзных дел - четыре десятка вопросов

    - Уже сейчас можно говорить, что предстоящее заседание союзного Совмина будет этапным - повестка его работы масштабна не только по количеству включенных в нее вопросов, - с ходу сказал, взяв инициативу в свои руки, Госсекретарь. - Темы, предлагаемые к обсуждению, охватывают практически весь спектр белорусско-российской интеграции.

    - Сколько вопросов будет вынесено на обсуждение?

    - На сегодняшний день готовится около четырех десятков вопросов, - ответил П. Бородин, показывая на справку. - Но это пока, как говорится, рабочий документ. Какие-то вопросы уже сейчас полностью подготовлены к рассмотрению, по каким-то темам еще идет подготовка документов и согласование, что-то, возможно, будет перенесено на следующее заседание Совмина.

    - И какие вопросы уже готовы, а какие нет? Было бы интересно узнать об этом, если здесь нет тайн.

    - Тайн у нас нет, Постоянный Комитет ничего не скрывает от общественности, есть лишь стандартные ограничения по оборонным программам. Пожалуйста. Вопрос номер один "О ходе выполнения решений органов Союзного государства". Материалы по нему находятся в стадии подготовки.

    - Это понятно.

    - Вопрос номер два "Об итогах выполнения Плана совместных действий Правительства Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли". По этой теме ждем итоговую информацию и предложения в проект протокольной записи от российских и белорусских министерств и ведомств. Вопрос номер три "Об итогах торгово-экономического сотрудничества Беларуси и России в 2010 году". По этому вопросу тоже ждем согласованные материалы, ведь здесь все надо подсчитать, обобщить и выверить.

    - Это тоже понятно. Кстати, данные по взаимному товарообороту за 2010 год звучали на встрече Владимира Путина и Михаила Мясниковича.

    Рост взаимного товарооборота - свидетельство успешности Союзного государства

    - Председатель российского правительства Владимир Путин констатировал: белорусско-российский товарооборот практически вернулся на докризисный уровень. В 2010 году общий объем товарооборота составил 29 миллиардов долларов. При этом опережающими темпами растут поставки белорусской продукции на российский рынок: этот показатель увеличился на 53 процента.

    - Таким образом, товарооборот растет.

    - Товарооборот между Россией и Беларусью растет постоянно. И высокие темпы роста объемов взаимной белорусско-российской торговли наглядно демонстрируют результативность строительства Союзного государства. Если в 1999 году этот показатель составлял лишь 6,8 миллиарда долларов, то по итогам 2008 года он достиг рекордной величины за всю историю российско-белорусской взаимной торговли - 34,5 миллиарда долларов, увеличившись только за период 2008 года на 30 процентов по сравнению с 2007 годом.

    - Затем мировой финансовый кризис внес коррективы.

    - По итогам 2009 года товарооборот между Россией и Беларусью составил 23,4 миллиарда долларов, в том числе экспорт России в Беларусь - 16,7 миллиарда долларов (сокращение на 28,9 процента), импорт - 6,7 миллиарда долларов (сокращение на 36,4 процента). Общее падение товарооборота по сравнению с 2008 годом составило 31,2 процента.

    - В 2010 году мы здорово прибавили.

    - С января 2010 года наблюдался значительный рост взаимной российско-белорусской торговли. Товаропоток из Беларуси в Россию возрос на 53 процента. И, кстати, здесь как раз сыграл свою роль План совместных действий правительств Беларуси и России по минимизации последствий финансового кризиса, итоги реализации которого, как я уже сказал, будут обсуждаться на предстоящем союзном Совмине.

    - Напомните, что в нем было предусмотрено?

    - По сути, Беларусь и Россия приняли в 2009 году развернутую программу действий по формированию единого экономического пространства. Основные разделы этого Плана охватывают все секторы экономики наших государств: разработку прогноза социально-экономического развития Союзного государства и сценарных условий на среднесрочную перспективу, поддержку инвестиционных проектов, развитие производственной кооперации, создание совместных объединений, корпораций и холдингов, реализацию национального режима доступа товаров на внутренние рынки государств - участников Союзного государства. А также расширение использования лизинговых операций, меры по сокращению контрольно-надзорных мероприятий для малого и среднего бизнеса и многое другое.

    Российская нефть идет в Беларусь по графику

    - Хорошо. Вернемся к вопросам предстоящего Совмина.

    - Вопрос номер четыре "О результатах анализа выполнения международных договоров в экономической сфере, заключенных между Республикой Беларусь и Российской Федерацией". Очередное заседание рабочей группы, созданной специально для проведения такого анализа, планируется провести в Постоянном Комитете 10 февраля. Вопрос номер пять "О прогнозе социально-экономического развития Союзного государства на 2011 год и параметрах прогноза до 2013 года". Вопрос номер шесть "О прогнозных балансах спроса и предложения по важнейшим видам продукции Союзного государства на 2011 год". Вопрос номер семь "О балансах топливно-энергетических ресурсов Союзного государства на 2011 год".

    - Переговоры об условиях поставок российской нефти в Беларусь завершились?

    - Да. В настоящее время Мозырский и Новополоцкий НПЗ получают российскую нефть в плановых объемах и в соответствии с графиком. Кстати, по проекту топливно-энергетического баланса Союзного государства на 2011 год, согласованному сторонами в декабре, в Беларусь в текущем году может быть поставлено 21,7 миллиона тонн нефти, в том числе 18 миллионов тонн трубопроводным транспортом.

    - Что еще в проекте повестки заседания Совмина?

    - "О ходе выполнения в 2010 году Программы согласованных действий в области внешней политики государств - участников Договора о создании Союзного государства на 2010-2011 годы", "О ходе реализации Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о развитии военно-технического сотрудничества", "О планировании применения региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации". Под номером 11 значится вопрос "О ходе реализации программы Союзного государства "Реализация информационных технологий общих таможенных процессов на территориях государств - участников Союзного государства" на 2008-2010 годы. Вот как раз его предлагается перенести на декабрь 2011 года, так как постановлением Совета Министров Союзного государства от 27 сентября 2010 года предусмотрена возможность завершения программы в 2011 году. Дальше идет "О ходе выполнения Плана совместных мероприятий по формированию и функционированию объединенной транспортной системы Союзного государства на 2008-2010 годы".

    Увеличить карту.
    Строительство евразийского транспортного коридора - один из самых перспективных союзных проектов.

    Транспортный коридор - стратегический проект XXI века

    - Павел Павлович, вот здесь, если можно, поподробнее. Наши читатели знают о вашем проекте - строительстве союзного транспортного коридора из Западной Европы через Беларусь и Россию в Юго-Восточную Азию. Мне неоднократно приходилось наблюдать, в частности, на Форумах проектов союзных программ, какой значительный интерес вызывает эта идея. Так, на V Форуме в ноябре 2010 года Анатолий Ничкасов, министр архитектуры и строительства Беларуси (тогда еще, в ноябре - замминистра) говорил, что это колоссальный проект, что его реализация будет иметь большое значение для строительства и архитектуры Беларуси, для всех сфер жизни наших государств. Расскажите об этом.

    - Я считаю, что это проект номер один для развития Союзного государства. Сегодня ежегодный товарооборот между Европой и Азией составляет более 1500 миллиардов долларов. Объем грузопотока только между Европой и странами Юго-Восточной Азии - более 1250 миллиардов долларов ежегодно. Это соответственно миллиарды тонн грузов. Они идут преимущественно морским путем через Индийский океан, Суэцкий канал и Средиземное море. Но пропускная способность Суэцкого канала ограничена. К тому же путь из Азии в Европу через Беларусь и Россию намного быстрее и дешевле, чем по морям и океанам. Сравните сами, 40 суток по морю или 7 суток по железной дороге. Поэтому у нас есть возможность получать колоссальные деньги от транзита грузов. Россия в последнее время ежегодно получает от переброски зарубежных товаров по ее территории один миллиард долларов. Много это или мало?

    - Сумма вроде бы внушительная.

    - Внушительная, однако ежегодные транзитные доходы Советского Союза составляли 15 миллиардов долларов. Другими словами, и Россия, и Беларусь могут значительно увеличить свои транзитные доходы. Одновременно строительство транспортного коридора - это программа занятости для миллионов человек в Беларуси и России. Современный транспортный коридор - не просто автодорога и железнодорожная ветка, это совокупность целой сети и автомобильных, и железных дорог, и линий электропередачи, и газопроводов, и всей сопутствующей инфраструктуры: заправочных станций, автомастерских, гостиниц. Речь идет о строительстве более 50 тысяч километров дорог с применением новых технологий и материалов. Это напрямую связано с реализацией союзных программ по обустройству внешней границы Союзного государства, созданию единой транспортной системы Союзного государства.

    - Здесь уже есть результаты?

    - В настоящее время поэтапно развивается система международных транспортных коридоров, проходящих по территории Союзного государства. Но нам необходимо создать высокотехнологичную транспортную систему, основанную на принципиально новых инфраструктурных решениях. Интеграция в составе транспортной системы всех видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, авиационного, речного и морского), создание универсальных транспортно-логистических центров позволят на качественно новом уровне регулировать грузовые и пассажирские потоки. Создание такой транспортной системы ускорит процесс развития конкурентоспособных промышленных производств в различных сферах: машиностроительной, металлургической, строительной, энергетической, нефтехимической и других. Я могу много говорить на эту тему, но для того, чтобы это все реализовать, необходимо решение высшего руководства.

    Чернобыль, молодежь, безопасность, космос

    - Какие еще вопросы будут обсуждаться?

    - "Об итогах реализации Программы совместной деятельности по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2006-2010 годы". Отдельно будет рассматриваться (и финансируется отдельно из союзного бюджета) мероприятие Союзного государства "Организация лечения и оздоровления детей из районов Беларуси и России, наиболее пострадавших от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС". Также готовится мероприятие Союзного государства "Организация санаторно-курортного лечения ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны". Союзное государство за счет своего бюджета ежегодно проводит целый ряд мероприятий для детей и юношества, таких как фестиваль спортивного туризма, Спартакиада для детей и юношества, фестиваль "Творчество юных".

    - Какие вопросы уже готовы к утверждению?

    - "О работе Межгосударственной межведомственной рабочей группы по выработке рекомендаций по проведению согласованной миграционной политики". Подготовлены также вопросы "Совершенствование объектов военной инфраструктуры, планируемых к совместному использованию в интересах обеспечения региональной группировки войск (сил) Беларуси и России" и "О проекте плана совместных мероприятий по противодействию терроризму на территории Союзного государства в 2011году".

    - Сегодня это особенно актуально.

    - Одним из приоритетов союзного строительства является сотрудничество России и Беларуси в сфере обеспечения безопасности. На заседаниях и Совмина, и Высшего Госсовета Союзного государства большое внимание уделяется военному и военно-техническому сотрудничеству, взаимодействию ФСБ России и КГБ Беларуси, МВД и пограничных служб наших государств. Хочу подчеркнуть, что основными участниками и исполнителями союзных программ являются национальные министерства и ведомства. И там, где министры и их заместители понимают и осознают важность интеграции России и Беларуси, никаких проблем не возникает. В силовом блоке все представители министерств и ведомств России и Беларуси четко понимают важность решаемых задач. Об этом свидетельствуют и такие данные: Минобороны, МВД, Минюст, МИД проводят ежегодно по два-три заседания совместных и объединенных коллегий, а другие министерства, особенно экономического профиля, провели по два-три заседания за десять последних лет. Вот и возникают разные недоразумения в экономической сфере: "газовые", "молочные", "сахарные". Там не учли, здесь не посчитали. Все эти споры должны решаться на коллегиальной основе на уровне министерств и ведомств, а не первыми лицами государств.

    - Белорусские и российские пограничники объединены единым союзным органом управления - Пограничным комитетом Союзного государства. Министерства внутренних дел России и Беларуси проводят не просто совместные коллегии, а объединенные коллегии. В чем принципиальное отличие совместной коллегии от объединенной коллегии?

    - На объединенной коллегии министры МВД Беларуси и России не только заслушивают специально подготовленные вопросы, но и ставят задачи конкретным исполнителям. Преступность, как известно, границ не имеет и не признает. Поэтому и борьба с ней требует объединения усилий, причем не только координации, но и централизации. Кстати, существует также Таможенный комитет Союзного государства и союзный Комитет по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды.

    - Какие проекты новых научно-технических программ вынесены на предстоящее заседание Совмина?

    - Предлагается обсудить концепцию программы "Разработка единой технологии информационно-навигационного обеспечения потребителей и создание экспериментальных участков на территории России и Беларуси" ("Телематика-СГ"), а также проект программы "Разработка интегрированной системы стандартизации космической техники, создаваемой в рамках программ и проектов Союзного государства" ("Стандартизация-СГ") на 2011-2014 годы.

    Концепция аграрной политики - прорыв в будущее

    - Недавно я встречался со своим другом и однокашником Евгением Можаевым - проректором Российского аграрного заочного университета. В беседе, конечно, затронули тему концепции аграрной политики Союзного государства. Будет ли обсуждаться на заседании Совмина этот документ?

    - В проекте повестки дня Совмина этот вопрос есть. Считаю, что одобрение этой концепции и реализация единой аграрной политики России и Беларуси позволит нашим странам совершить, без преувеличения, прорыв в решении одного из ключевых вопросов экономической и социальной жизни - продовольственного. Хочу уточнить: речь не о том, чтобы досыта накормить людей. И в России, и в Беларуси нет дефицита основных продуктов питания. Говоря о прорыве, я имею в виду решение таких задач, которое позволит существенно модернизировать агропромышленные комплексы наших стран.

    - Что это даст реально?

    - Первое - формирование агропромышленного сектора, который раз и навсегда обеспечит нашу продовольственную безопасность. Второе - обеспечение не просто достатка продовольствия, а питания, отвечающего научно обоснованным нормам. Ведь в 2010 году потребление мяса в России составляло 81 процент от нормы, молока и молокопродуктов - 80, рыбы и рыбопродуктов - 55, овощей - 75 процентов. В то же время потребление картофеля, макарон, круп и хлебобулочных изделий превышало рекомендуемые нормы. Третье - ускорение освоения инновационных технологий и техническое перевооружение АПК. Четвертое - превращение России и Беларуси в значимых игроков на мировых рынках сельскохозяйственного сырья и продовольствия. К этому есть все предпосылки. Обеспеченность земельными ресурсами в расчете на душу населения в России в 12 раз выше, чем в Западной Европе и Азии, в 2 раза выше, чем в Африке и Северной Америке, в 1,6 раза выше, чем в Южной Америке. Беларусь не располагает сельхозугодиями таких масштабов, зато имеет интенсивное сельскохозяйственное производство, обладающее высокой товарностью.

    - Как будет реализовываться эта концепция?

    - Достоинство концепции аграрной политики - то, что она предлагает систему конкретных показателей эффективности ее реализации. Это повышение уровня и качества жизни населения, повышение конкурентоспособности продукции, рост доходов сельхозпроизводителей, развитие социальной сферы села.

    Политика - это концентрированное выражение экономики

    - Павел Павлович, ваш оптимизм и энергия буквально заряжают уверенностью в успехе дальнейшего строительства Союзного государства. И все же, несмотря на очевидные преимущества объединения Беларуси и России, скептицизм в отношении политических перспектив российско-белорусской интеграции сохраняется. Что вы можете сказать в этой связи?

    - Вообще-то я не политик. Я возглавляю Постоянный Комитет - исполнительный орган Высшего Государственного Совета и Совета Министров Союзного государства, то есть занимаюсь конкретными делами. Сфера моей ответственности - прежде всего экономика. Впрочем, как было когда-то сказано, "политика - это концентрированное выражение экономики". Именно экономика диктует свои правила игры, и политикам никуда от этого не деться. Я не сомневаюсь в успехе объединения наших братских народов.

    - На чем основана такая твердая уверенность?

    - Дело в том, что движущей силой интеграции, с моей точки зрения, являются макроэкономические законы. Еще Адам Смит в XVIII веке утверждал: та нация богаче, в которой живет больше людей.

    - Это тот Адам Смит, которого читал Евгений Онегин и потому "был глубокий эконом"?

    - Да-да, тот самый Адам Смит. В современных условиях это означает, что для благополучия страны необходимо, чтобы в ней было много рабочих мест с хорошей производительностью, а также развитый внутренний рынок. В наше время внутренний рынок должен состоять не менее чем из 300 миллионов потребителей. Это фундаментальный макроэкономический закон; только тогда успешно развиваются все отрасли экономики, в том числе автомобилестроение, самолетостроение, кораблестроение и другие комплексы. Если нет 300 миллионов жителей, значит, каких-то отраслей просто не будет, значит, неизбежна определенная однобокость экономической структуры.

    - А как же глобализация?

    - В условиях глобализации можно существовать и так, но динамично развиваться и обеспечивать своим гражданам достойную жизнь - нет. Вот почему объединяется Европа, вот почему сегодня объединяются в союзы государства Азии, Африки, Латинской Америки. Поэтому в перспективе обязательно восстановится единство всего постсоветского пространства - это лишь вопрос времени.

    - Как вы оцениваете перспективы 2011 года?

    - Союзное государство набирает обороты, поэтому я уверен: белорусско-российская интеграция получит в 2011 году существенное ускорение. В рамках Союзного государства создано 26 тысяч предприятий, 5 миллионов рабочих мест. Действует 45 производственных и научных программ. 155 миллионов россиян и белорусов производят 33 процента мирового карьерного транспорта, 10 процентов от объема сельхозтехники, 10 процентов продукции дизельного автомобилестроения! Да, наши "МАЗы" и "КАМАЗы" пока по степени комфорта уступают американским машинам, где для водителя даже спальня есть. Подгоним и этот параметр под мировые стандарты, главное, что мы уже выпускаем вполне конкурентоспособную продукцию. Время показало, что, несмотря на все сложности, которые возникали на пути союзного строительства, наше взаимодействие углубляется. Всякая конъюнктура, в том числе политическая, может меняться, а строительство Союзного государства было и остается приоритетом для руководства и России, и Беларуси.

    Поделиться