Новости

10.02.2011 00:14
Рубрика: Культура

Страсти по-белому

В Москве выступит Оpera National de Paris

На новой сцене Большого театра будут показаны одноактные балеты Лифаря, Ролана Пети, Бежара и "Парк" Прельжокажа. Это сногсшибательное разнообразие - варяжское: его демонстрирует легендарный балет Opera National de Paris.

Полнометражного визита балетной труппы Opera National de Paris Москва ждала двадцать лет. Безусловно, французские танцовщики регулярно участвуют здесь в балетных гала всех сортов, время от времени появляются в спектаклях Большого, а совсем недавно массово выступили на закрытии Года "Россия-Франция". И все же эти разрозненные визиты - не более чем авантюрные побеги.

Подлинное представление о том, что такое французский балет, дают только полноценные спектакли. Они позволяют разглядеть великий ансамбль, тот самый, что взращивается, как английский парк, столетиями и иерархически выстраивается с помощью ежегодных внутренних конкурсов. Только увеличительное стекло спектаклей выявляет фирменное владение всеми разделами классической виртуозности.

И они - единственная возможность понять, что в Париже подразумевают под артистизмом, субстанцией, диаметральным образом отличающейся от русской любви к рванью рубахи на груди.

Собственно, поход на спектакли парижской Opera можно считать необходимостью для любого, кто хочет понять, что такое балет. Сто лет назад дягилевские "Русские сезоны" вернули Франции забытую на родине "Жизель", а вместе с ней - фанатичный интерес к хореографии. После смерти Дягилева труппу парижской Opera возглавил последний премьер его труппы Сергей Лифарь, а кадры для нее ковали бывшие балерины русских императорских театров.

Последний выдающийся взлет Opera National de Paris тоже пережила под руководством нашего соотечественника - Рудольфа Нуреева: за десяток лет во главе труппы он до основания перепахал ее репертуар, включив в него практически все русские классические балеты, а для их совершенного исполнения с неумолимостью балетного бога добивался нового уровня чистоты и виртуозности исполнения, которые соединил с фирменными французскими элегантностью и аристократизмом.

Именно Нуреев собственным примером привил парижанам самый тяжелый и самый необходимый профессиональный навык: учиться до самой пенсии (поэтому сейчас Большой театр приглашают на смотрины в Париж каждые два-три года). И вернул балету Opera National de Paris статус непререкаемого эталона, благодаря чему до сих пор ни одна профессиональная балетная карьера не считается достигшей зенита, пока в ней не появится заветная строчка о взаимодействии с этой труппой.

В Москве парижане будут выступать в пятый раз - предыдущие гастроли состоялись в 1958, 1969-1970, 1977 и 1991 годах. С тех пор выросло целое поколение не видевших этот уникальный коллектив. В идеале балетную труппу Opera National de Paris нужно было бы смотреть в "Пахите" - трехактном классическом блокбастере. Но он сенсационно достался в прошлом году Новосибирску.

Из-за реконструкции исторической сцены Большого репертуар московских гастролей оказался более камерным, и в нем - только хореография ХХ века.

Это лифаревский шедевр "Сюита в белом", неоклассический омаж великой труппе, "Арлезианка" хорошо знакомого Москве неореалиста Ролана Пети, а миниатюрное "Болеро" представляет великого Мориса Бежара. Полнометражный "Парк" Анжелена Прельжокажа, поставленный в 1994 году, уже признан шедевром хореографии ХХ века.

И в нем барочные аллюзии, отсылающие к временам начала французского балета, сплетаются с модерновой формой, в которой парижане считаются непревзойденными.

Культура Театр Музыкальный театр Культура Театр