Россияне перестали считать сок элементом "красивой жизни", однако все еще предпочитают натуральному напитку разбавленный водой и подслащенный нектар из-за его низкой цены. Тем не менее рынок соков, "упавший" в кризис, уже начал восстанавливаться, заявила вчера на пресс-конференции президент Российского союза производителей соков Наталья Иванова.
Пик производства соковой продукции, по данным экспертов, пришелся на предкризисный 2007 год. Тогда производители изготовили 3,17 миллиарда литров сока. Однако кризис несколько "подкосил" соковое производство. Россияне стали отказывать себе в стакане апельсинового "джуса" по утрам. И в 2009 году объем рынка составил только 2,7 миллиарда литров. Сейчас, по словам Ивановой, сок возвращается на столы россиян, и рынок постепенно приходит в норму.
Однако по норме потребления сока на человека Россия все еще отстает от США, Австралии и Европы. Каждый житель этих стран выпивает в год более 30 литров витаминного напитка, в Восточной Европе, включая Россию, - только по 16 литров. При этом, как говорит генеральный секретарь Ассоциации производителей соков и нектаров Европейского союза Ян Херманс, европейцы пьют только натуральные соки. В России же лидерами продаж остаются нектары. Они заполняют 65 процентов корзины предпочтений российских потребителей. Еще пять процентов приходится на морсы, и только четверть приходится на натуральные напитки.
Такой выбор Иванова объясняет дешевизной нектаров. В них, по принятому в 2008 году техрегламенту, должно содержаться 20-25 процентов пюре, сока или концентрата, а остальное - вода, сахар или мед и подкислители. Поэтому и стоит он существенно ниже. Поэтому даже в кризис доля "эконом"-напитков росла (с 17,1 процента до 23,2 процента), а "премиум" - падала. Тем не менее 75 процентов респондентов проведенного союзом опроса заявили, что пьют соки каждый день.
Подавляющее большинство пакетов с соком на столах отечественных потребителей произведены на территории России. Сейчас российская продукция занимает 95 процентов рынка, в 1990 году столько же занимал импорт. Впрочем, это совсем не значит, что персиковый и банановый сок произвели из краснодарских или подмосковных фруктов.
Чаще всего российские компании завозят в страну концентрат из жарких стран, а уже здесь разбавляют его и разливают нектар по "тетра-пакам". К тому же один из крупнейших производителей сока принадлежит компании PepsiCo. Второй - компании "Вимм-Билль-Данн", которая в конце прошлого года также влилась в состав американской корпорации.
Так что сказать, что все российские соки произведены отечественными производителями, можно только с оговорками. Тем не менее налоги от производства все-таки приходят в российскую казну, а рабочие места занимают совсем не американские трудяги. К тому же, по доктрине продовольственной безопасности, соковый рынок даже превышает минимально безопасный от импорта порог.
Скачков цен от этого "тонизирующего" напитка ожидать пока не стоит, говорят эксперты. На протяжении последних лет рост цен составлял не более 2-4 рублей - в пределах инфляции. По данным Росстата, литр фруктового сока сейчас стоит около 49 рублей. К концу года, по оценкам аналитиков, он может подрасти до 52-53 рублей, и вряд ли больше.