В Москве открылась выставка к 300-летию со дня рождения Михаила Ломоносова "Архангельский обоз".
Торжества начались с выступления Государственного академического Северного русского народного хора, который исполнил кант на его стихи. Открывая выставку, губернатор Архангельской области Илья Михальчук отметил, что регион представляет те культурные богатства, которыми гордились, гордятся и будут гордиться поморская земля и Россия. Выставка открывает юбилейные торжества, посвященные 300-летию со дня рождения великого сына России, и празднование Года поморской культуры в Архангельской области.
В чем уникальность этой выставки, рассказывает директор Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства Маргарита Баржанова:
- Уникальность этой выставки не только в том, что она первой открылась в год трехсотлетия со дня рождения Михаила Ломоносова, чья дата внесена в календарь ЮНЕСКО. Уникальность ее - в экспонатах, которые увидят москвичи и гости столицы.
- Какие именно?
- Лик святителя Николая Чудотворца - икона XVI века; редчайшие книги XVII века из Свято-Троицкого Антониево-Сийского мужского монастыря; предметы того же времени - сундуки-подголовки и сундуки-теремки, гравировки и резьба по "рыбьему зубу" (моржовому клыку) - все это окружало Ломоносова незадолго до его знаменитого путешествия с рыбным обозом в Москву на учебу. И все это смогут увидеть посетители Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства на выставке "Архангельский обоз".
- Главная идея выставки?
- Показать, почему Ломоносов родился в Архангельске, а ни в какой другой области. Да потому, что Архангельская земля с ее традициями прикладного декоративного искусства могла родить такого уникального человека. Когда мы показывали убранство дома обычного северного крестьянина, то видно, что это жилище зажиточной части людей, которые превосходили по мастерству и умению остальные губернии нашей страны. Развитие ремесел, уровень культуры здесь был выше, чем в остальной России. Ведь здесь простиралась территория свободы, архангелогородцы не знали крепостного права.
- Что еще способствовало развитию культуры?
- Свобода от монголо-татарского ига, обмен опытом с заморскими странами. На этой территории свободы и территории развития искусств и культуры и мог родиться Ломоносов.
- Маргарита Валерьевна, давайте вернемся в наше время. Знаю, вы недавно участвовали в "круглом столе" по проблемам ремесел и народного творчества, организованным Постоянным Комитетом Союзного государства. Какие у вас взаимоотношения с белорусскими музейщиками?
- В отношениях с Беларусью, как с любым другим государством СНГ, я ставлю вопрос о наших взаимоотношениях в рамках музейного дела. К сожалению, музейные связи сегодня практически разрушены.
Они держатся на личностном взаимоотношении. Многие музейные работники - знатоки декоративно-прикладного искусства - работают только в Москве. Часть территорий осталась без специалистов. На сегодняшний день многие музеи СНГ не знают, что хранят, как хранят, многие из них остались без реставраторов. Наш музей готовит сейчас совместную выставку с участием Беларуси, Украины, Армении, Молдовы на тему деревянной культовой скульптуры. Мы находимся в стадии ее формирования. Идет большой реставрационный процесс. Мир должен не только слышать о Союзном государстве, СНГ, но и видеть реальные результаты, связанные с их деятельностью, еще и через музейные выставочные проекты, которые являются весьма популярными и посещаемыми среди населения.
- "Круглый стол" дал старт Союзной премии в области культуры. Будете ли вы выдвигать ваши проекты на соискание Союзной премии?
- Конечно. У нас есть прекрасные выставочные проекты. Я бы хотела, чтобы на соискание престижной премии Союзного государства был выдвинут наш лучший выставочный проект "Ситцевая Россия", главным художником которого является народный художник России Борис Мессерер. Идея выставки - моя. Эта выставка проходила у нас в музее летом, сейчас она во Франции, далее - Испания, Италия, Англия, США. В 2014 году выставка возвращается в Россию, в Сочи, на открытие Олимпиады. Для России ХIХ - ХХ веков национальной тканью стал ситец. Из ситца шили наряды и городские модницы, и крестьянки. В этой выставке мы показали нашу русскую душу с помощью материала, который никогда прежде не показывали. Знаменитый итальянский сценарист Тонино Гуэрра, оказавшийся на выставке в нашем музее, был потрясен старинными ситцевыми тканями с набивными рисунками. Он признался, что вдыхал воздух, наполненный магией тканей, и полагал - мир автомобилей за его спиной окончательно исчез...