Региональные и муниципальные счетные палаты, которые контролируют законность и эффективность расходов местных бюджетов, отныне будут работать по единым правилам.
Сегодня "РГ" публикует Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований". Он вступит в силу с 1 октября 2011 года.
Принятие этого закона активно продвигала Счетная палата РФ. Как пояснил ранее "РГ" на "деловом завтраке" глава ведомства Сергей Степашин, все вопросы контроля муниципальных и региональных бюджетов там, где нет федеральных трансфертов, переданы в ведение счетных палат регионов. Но у каждой из них был свой статус и полномочия. Тем временем сегодня в России насчитывается 24 тысячи муниципальных образований, получающих практически 20 процентов средств консолидированного бюджета. Счетная палата РФ подготовила проект закона, который определил правила игры для всех контрольно-счетных палат. И в прошлом году президент России внес его в Госдуму.
Задача местных счетных палат - контролировать использование бюджетных денег, межбюджетных трансфертов, имущества, проводить экспертизу проектов законов о бюджетах и территориальных государственных внебюджетных фондов, оценивать необходимость предоставления налоговых льгот, госгарантий и поручительств, бюджетных кредитов за счет средств бюджетов. И при обнаружении фактов, в которых просматриваются признаки преступлений или коррупции, контрольно-счетные органы обязаны незамедлительно передавать материалы правоохранителям.
Аудиторам дается право проверять все организации, которые получают госсубсидии, кредиты и гарантии за счет средств бюджетов. Правда, эта норма, касающаяся также и коммерческих фирм, может быть применена только в том случае, если возможность таких проверок изначально указывается в договорах о предоставлении средств из региональных и муниципальных бюджетов.
Полномочия, действительно, очень серьезные. При необходимости сотрудники счетных органов смогут беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые проверяемыми организациями, запрашивать и изымать документы, касающиеся их финансово-хозяйственной деятельности, в том числе, содержащие государственную, служебную, коммерческую тайну, знакомиться с технической документацией к электронным базам данных, а также опечатывать кассы, служебные помещения, склады и архивы. И, разумеется, требовать предоставления необходимой информации по своим запросам от госслужб. В двух статьях закона предусматривается обязанность государственных и муниципальных органов, проверяемых организаций, банков и их должностных лиц выполнять требования и запросы сотрудников контрольно-счетных органов. Тех, кто по каким-либо причинам воспрепятствует контролерам, ждет административная ответственность. Специальная глава закона говорит о недопустимости давления на работников контрольно-счетных органов. Речь идет как о насильственных действиях, так и об оскорблениях, клевете и распространении заведомо ложной информации о деятельности аудиторов.
Создавать местные счетные палаты могут только региональные законодательные собрания, представительные органы муниципальных образований. Они же проводят все кадровые назначения. Требования к кандидатам на должности председателей и заместителей председателей контрольно-счетных органов, аудиторов в духе времени тоже четко прописаны. Во-первых, они должны иметь высшее образование и опыт работы в области государственного, муниципального управления или аудита, экономики, финансов, юриспруденции. Во-вторых, быть гражданами России. В-третьих, не состоять в родстве с местной "верхушкой", с руководителями судебных и правоохранительных органов. В-четвертых, предоставлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Это же касается их супругов и детей. Всем сотрудникам счетных палат запрещается заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме преподавательской, научной или творческой. Как сказал Сергей Степашин, новый закон носит антикоррупционный характер.