В российских аптеках закончилось лекарство для больных эпилепсией

"Товара нет на складе", - такой ответ дает Интернет на все попытки разыскать в аптеках суксилеп, лекарство для детей, больных эпилепсией. "Ситуация критическая, в аптеках лекарства нет, хотя оно и входит в перечень важнейших", - заявил вчера "РГ" Евгений Гольберг, член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре.

Панические письма и звонки от родителей и врачей поступают из разных уголков страны. Что же произошло? В нашу страну препарат поставляла только одна компания. Но в 2009 году у нее истек пятилетний контракт о продвижении лекарства на российский рынок, и поставки прекратились. Весь прошлый год пациенты жили на "остатках", к концу года аптечные запасы иссякли...

Суксилеп (действующее вещество - этосуксемид) - препарат старый, проверенный, дает хороший эффект при лечении некоторых форм эпилепсии, а для лечения детей и подростков и вовсе незаменим, говорит Кира Воронкова, профессор кафедры неврологии РГМУ. "Но при этом лекарство относительно дешевое, а потому при небольших объемах продаж поставлять его, по-видимому, просто невыгодно", - считает Евгений Гольберг.

В компании-поставщике поясняют: в Европе лекарство производится, причем в разных формах (сироп, капсулы), в мире существует более десяти наименованидженериков этого препарата. Но в России из всего этого разнообразия зарегистрирован только суксилеп. " Мы предупредили все инстанции о прекращении наших поставок в Россию, как и полагается, заранее, - говорит Ольга Породнова, менеджер по работе с госучреждениями. -Так что у структур, отвечающих за наличие и доступность лекарств в России, было время, чтобы поискать другого поставщика или решить проблему иным способом".

Получается странная ситуация. В перечень жизненно необходимых препаратов, в том числе и на 2011 год, этосуксемид включен. Но никаких гарантий, что лекарство действительно будет поставляться в страну, это не дает. Нет планов и по размещению производства в России. Во всяком случае в перечень из пяти десятков приоритетных лекарств, которые в ближайшее время должны быть "запущены" к производству на территории страны, препарат не вошел. Ясно, что когда речь идет не о блокбастерах, имеющих огромные объемы продаж, а об орфанных препаратах, необходимых ограниченному кругу больных, нужны дополнительные меры, которые бы защищали интересы пациентов. Больных эпилепсией в стране не так много -несколько тысяч человек, но ведь это не значит, что они должны оставаться без лечения!

"Сейчас главное - срочно обеспечить пациентов, которым нельзя прерывать терапию", - говорит Гольберг. "Будучи социально ответственной компанией, учитывая пожарную ситуацию, мы готовы обсуждать варианты участия компании в ее разрешении, - сообщила Породнова "РГ". - Например, организовать поставку партии препарата, которая могла бы покрыть дефицит на время, необходимое для поисков кардинального решения. Это как раз тот случай, когда интересы бизнеса и государства совпадают". Конечно, что делать в итоге - искать других поставщиков, организовать госзакупку или начать производить лекарство в России - решать должен минздрав вместе с другими правительственными структурами. Надо только помнить: больные ждать не могут. "Ранее из России уже исчезли несколько противоэпилептических препаратов, необходимых для лечения детей, - говорит Гольберг. - Например, фризиум в Финляндии стоит 8 евро - в России - 2500 рублей, и то, если очень повезет".