Новости

13.02.2011 18:28
Рубрика: Культура

Усы как предмет национальной розни

Немецкое кино на Берлинском фестивале, как уже повелось в последнее десятилетие, чаще представляют работы выходцев из стран Ближнего Востока, которые ассимилировались или пытаются ассимилироваться в Германии.

Их фильмы рассказывают о том, как горестно складываются судьбы эмигрантов, как упорно не хотят люди расставаться со своей национальной культурой и привычным образом жизни, как не могут вписаться в европейский уклад. Что их заставило бросить обжитые места, с какими надеждами и зачем они ехали в чужой мир - эти вопросы, как правило, остаются вне поля зрения авторов: они полны праведного гнева на негостеприимных хозяев, не спешащих менять свои привычки в угоду требовательным гостям.

Внеконкурсный фильм Ясемин Сандерели, который называется "Алмания: добро пожаловать в Германию!" - в сущности, о том же, но он выгодно отличается от этих обличительных лент добродушно юмористическим подходом к проблеме. Авторы приглашают нас улыбнуться над смешными трудностями, возникающими от непонимания, от искаженных представлений друг о друге. Картина рассказывает о двух поколениях одной турецкой семьи, которая в 60-е годы германского экономического бума покинула родину и поехала в неизвестное в качестве гастарбайтеров. Действие постоянно перебрасывается из наших дней на сорок пять лет назад, и от этого сравнения взглядов возникают забавные ситуации. К примеру, только что прибывшая в Германию турецкая женщина с ужасом взирает на замызганный унитаз в предоставленной ей старенькой берлинской квартире. Но когда ее дочь спустя полвека решается навестить матушку-родину, то в Турции она потрясена теперь видом дырки  в бетонном полу, заменяющей здесь туалет. Смешны представления турецкой провинции об этой дикой христианской цивилизации, где мужчины не носят усов, где едят свиней и людей, а молятся на изображение мертвеца, прибитого гвоздями к деревянному кресту. Эти забавные ужасы хороши уже тем, что лишний раз напоминают о безумных фантазиях, ставших религиями, обращают внимание на относительность любой веры и ее способности только разъединять людей.

Сценарий Ясемин Самдерели писала вместе со своей сестрой Несрин, работа шла много лет, и было создано более полусотни версий сюжета. Эпизоды придумывались порознь, каждый на основе каких-то личных воспоминаний, потом все объединялось, тасовалось, выстраивалось, ломалось, снова сцеплялось… Результатом этих усилий явился фильм неровный и ухабистый, в нем прелестные и динамичные сцены соседствуют с бесформенными и затянутыми. Но картина подкупает добродушием, она зовет к пониманию.

Правда, она оставляет за кадром вопрос, который становится все более актуальным. Этот вопрос - о том назревающем, гипотетически уже близком времени, когда сами немцы будут спрашивать у новых хозяев своей страны, можно ли им молиться на изображение мертвеца на кресте, праздновать веселое Рождество с подарками детям и обходиться без украшающих мужчину усов. Фигура умолчания естественна: фильм Ясемин Самдерели "Добро пожаловать в Германию" хочет объединения народов и наций, и зрителей своих приглашает забыть о нелепых причинах для вражды.

Культура Кино и ТВ 61-й Берлинский международный кинофестиваль