Дебютантка в кинорежиссуре Паула Маркович сделала свой фильм "Премия" в Мексике, хотя в титрах стоят названия добрых двух десятков кинофирм из многих стран мира.
Сама Паула провела свое детство в Аргентине, где в 70-е годы царила диктатура военной хунты. Фильм - сублимация ее детских воспоминаний, точнее, даже ощущений детства: неприветливые пески пустынного пляжа, волны, захлестывающие лачугу, где живут мама с семилетней дочкой и черным приветливым псом, вечное раздраженное молчание мамы, ее нервозность, ее отчужденность. Они от чего-то спасаются, они вынуждены таиться от людей, и девочке даже запрещено рассказывать о себе школьным подругам. Они живут двойной жизнью - по обрывочным фразам можно понять, что отца преследуют власти и неизвестно, жив ли он, зато известно, что кузина матери - пианистка - была убита военными.
Фильм развивается медленно, это "фильм ощущений", режиссер Паула Маркович пытается их воскресить в памяти подробно, растягивая мгновения, - так, чтобы пробудить, оживить, заново пережить эти свои детские чувства. Далеко не все в кинозале готовы разделить это желание, фильм идет под постоянный шум шагов целыми компаниями уходящих зрителей. Зато те, кто остались, в конце концов смогут оценить меру искренности и боли, которые продиктовали, кадр за кадром, картину ее автору. Это фильм, который Паула Маркович, по-видимому, не могла не снять - ей нужно было освободиться от тягостного груза детства. От пережитого ею стыда за премию, полученную от военной хунты.
В школе в так называемый День национального флага была встреча с армейским офицером, - шел внедренный хунтой урок патриотизма. И было задание детям - написать сочинение об армии. И семилетняя Сесиль написала о том, как армия убила ее папу. Узнав об этом, мама стала умолять учительницу позволить дочке переписать сочинение так, как надо. Переписанное сочинение заслужило армейскую премию, которая все эти годы жгла руки Пауле Маркович. Это для нее фильм из разряда "Не могу молчать". Это ее плевок в лицо любой военщине, которая под флагом защиты народов их порабощает и унижает.
Отбор фильма Паулы Маркович в главный конкурс еще раз подтверждает фирменный приоритет Берлинского фестиваля - он становится еще более политизированным и стремится все активнее заявить свой протест против нарушения политических свобод и дегуманизации нашего мира.