Гостем "Делового завтрака" "Российской газеты" был художественный руководитель санкт-петербургского Александринского театра и художественный руководитель и директор московского Центра им. Всеволода Мейерхольда Валерий Фокин.
В конце февраля театральная общественность сразу двух столиц готовит ему поздравления с 65-летием, но вопросы режиссер, народный артист России, лауреат четырех Госпремий, обладатель двух орденов "За заслуги перед Отечеством" IV и III степеней, член президиума Совета при президенте России по культуре и искусству и заслуженный деятель культуры Польши предпочел отнюдь не юбилейные. Вот лишь некоторые темы из беседы, полный текст которой в ближайшее время выйдет в "РГ".
Российская газета: Валерий Владимирович, фундамент новой сцены Александринки уже заложен?
Валерий Фокин: Из фундамента мы уже вышли и "полезли" наверх. Стены пока еще не стоят. Там надо аккуратно строить - это район Фонтанки, город же на воде, и в этом плане - опасный... А сама идея театрального комплекса - трехсоставляющая. Во-первых, это новая сцена - через площадь, на расстоянии пяти - семи минут от основного здания Александринского театра. Но не просто отдельная сцена, хотя она будет технически совершенная. Во-вторых, предполагается, что будет выстроена театральная школа, что важно, поскольку в Петербурге, кроме театральной академии, других высших театральных учебных заведений нет. И в-третьих, - медиацентр. И части данного треугольника - сцена, школа и медиацентр - могут питать друг друга и успешно работать.
РГ: Когда планируется открытие? Хотя бы по оптимистичным прогнозам?
Фокин: Мы наметили на 2012 год. Это реально, но с другой стороны - уже на протяжении многих лет я оговариваюсь, поскольку человек не молодой, и знаю, где я живу. Если все произойдет, будет замечательно. То есть это должно произойти. Но всякое может быть. Возникнут другие приоритеты или денег не хватит...
РГ: Можно немного поподробнее о планах на новый театральный вуз?
Фокин: На актеров мы ставку не делаем - актеров и так готовит Петербургская академия. Режиссеров будем обучать обязательно. Художников-технологов, технических специалистов, художников по свету - сегодня это одна из самых востребованных специальностей, - три человека всего по всей стране с кейсами ездят... Завлитов - тоже профессия практически ушла из театра, ведь подразумевается, что это не просто люди, знакомые с современной драматургией. Когда-то лучшие завлиты были правой рукой руководителя театра. Они были идеологами. А сейчас театр вообще потерял такое значение, как художественная идея.
РГ: А что подразумевается под театральным медиацентром?
Фокин: Не просто интернет-театр, когда поставили камеру в середине зала, зафиксировали готовый спектакль и показали. Меня интересуют как раз возможности создания новых авторских произведений специально для интернет-вещания. Аналогов пока еще у нас нет. Это примерно так же, как когда-то много лет назад мне и группе очень серьезных крупных режиссеров повезло: мы делали телевизионный театр в 70-е годы прошлого века. Понимая, что занимаемся новейшим искусством, что это и не кино, и не театр, и нам предстоит родить нечто новое. Тогда, я помню, мы смеялись, что это из жизни говорящих голов, и надо больше делать общих планов, и так далее... Интернет-спектакль - снова нечто принципиально новое. Какой-то иной жанр.
РГ: Вы готовы к нему подойти?
Фокин: Я хочу. Прежде всего, конечно, молодые им должны заниматься. Но и мне самому интересно.
РГ: Подобный опыт в Интернете уже есть?
Фокин: В Европе есть один-два примера таких медиацентров. Нам это еще предстоит освоить.