Неожиданно главным лауреатом стала малоизвестная кантри-рок-группа Lady Antebellum, выигравшая пять статуэток. А звезды, которым прочили успех, провалились: претендовавший на 10 наград Эминем выиграл только две, Lady Gaga - из шести лишь три. Зато солисты Мариинки Ольга Бородина и Ильдар Абдразаков получили "Грэмми" за участие в записи альбома "Реквием" Джузеппе Верди.
Нынешняя ежегодная премия была 53-й по счету. И все эти церемонии почти неизменно открывали миру новых героев, по крайней мере артистов больше известных в США, нежели в Европе или Азии. Так случилось и на этот раз.
Впрочем, вначале организаторы "Грэмми" - и это тоже славная традиция награды, ежегодно вручаемой Американской академией грамзаписи - отдали дань героям прошлого и продемонстрировали преемственность с артистами, которые собственно и создавали высокую репутацию современной музыки. На этот раз честь была воздана Аретте Франклин, родившейся в 1942 году и уже с начала 60-х прозванной Queen of Soul, то есть королевой музыки "соул". А еще - большой искусницей замешивать традиции негритянской церковной музыки госпел с чувственностью ритм-энд-блюза и мелодических построений качественной эстрады.
Певица сейчас борется с раком поджелудочной железы. И вот чтобы поддержать Аретту Франклин, которая прийти в зал, конечно, не смогла, звезды решили напомнить о ней зрителям: заново перепеть ее новые песни. Конечно, вживую, так как и сама она, наверное, никогда в жизни вообще не пела под фонограмму... И теперь ее чествовали как Леди Грэмми. Вначале на сцену вышла Кристина Агилера, продемонстрировав, что недавний фильм "Бурлеск" просто не очень удачный эпизод ее бурной артистической биографии - с блеском исполнила хит Королевы Соул - Ain t No Way. Затем пришла очередь солистки психоделической рок-группы из Уэльса Florence and the Machine - Флоренс Уэлч...
Сама же одна из главных - нынешних - надежд "Грэмми" и совсем другая леди - Lady Gaga тоже не смогла сама выйти на сцену. Но она-то уже от стремления по любому поводу удивлять и эпатировать публику.
В этот раз к зрителям певицу вынесли на носилках шестеро человек. А сама она выбиралась к микрофону из гигантского яйца. Но не помогло, и все вновь получилось как в давней русской поговорке - "яйца курицу" не учат. Ведь из шести ожидаемых статуэток "Грэмми" Lady Gaga получила только три. Причем последнюю из них - за лучшее музыкальное видео (краткого формата) - за клип на песню Bad Romance в большей степени может записать на свой счет затейливый режиссер Фрэнсис Лоуренс. Зато эта песня, открывавшая двойной диск The Fame Monster (вышедший еще в конце 2009 года, а новых альбомов у эпатажной певицы с тех пор и нет - может о них-то уже и следует подумать?!), продвинула поближе к заветной статуэтке и сам релиз. The Fame Monster назван "лучшим вокальным альбомом в поп-музыке". А еще одна награда досталась Lady Gaga - "за лучший поп-вокал". Не густо...
Но еще более обделенным может чувствовать себя Эминем. Редкий белый рэппер на территории США был номинирован на 10 "Грэмми" (в каждой номинации перед финальным отбором числились по пять претендентов). Но в итоге получил лишь два граммофончика. При этом один - в очень важной и желанной для любого рэппера номинации: "Лучший рэп-альбом", за диск Recovery ("Выздоровление"). Так что по сути полноценного выздоровления у артиста, снова активно вернувшегося в музыкальный бизнес, по сути, не получилось. Лучшим "современным блюзовым" альбомом был признан диск чикагца Бадди Гая Living Proof ("Житейское испытание") - да и блюз он играет густой, резвый, чикагский...
"Лучшую джазовую импровизацию в джазе", как выяснилось, снова выдал неувядающий пианист и композитор Херби Хэнкок. А "Лучший альбом современного джаза" - это безымянный диск проекта замечательного джазового басиста из Филадельфии Стэнли Кларка (что-то давно он уже не играл у нас в России, в ММДМ?!) - The Stanley Clarke Band. В джазе по-прежнему в лидерах - все почти исключительно американцы. У них же и лучший альбом R&B" - Wake Up! группы John Legend & The Roots.
Ну а лучшим рок-альбомом закономерно наречен диск британцев The Muse - Resistance ("Сопротивление"). Причем одну из песен с группой захотел спеть и сыграть даже легендарный гитарист Брайан Мэй из Queen. И никто этому, понятное дело, особо не сопротивлялся. Не дотянул до победы в этой категории другой гитарист и певец Нил Янг, который в 2010 году выпустил прекрасный и довольно жесткий для себя альбом Le Noise ("РГ" писал о нем, как и практически обо всех артистах, в итоге удостоившихся и премии "Грэмми-2011"). Сам-то диск не победил, зато хит с него Angry World была признана "лучшей рок-песней года". Лучшим мужчиной-исполнителем в стиле поп был назван Бруно Марс с песней Just The Way You Are.
Ну а главным триумфатором "Грэмми-2011" стала американская кантри-рок-группа Lady Antebellum (и снова Леди?!) , завоевавшая больше всех - пять позолоченных граммофончиков. За песню Need You Now музыканты удостоились награды в номинациях "Песня года" и "Запись года". Их диск назвали "Лучшим альбомом в стиле кантри", а сингл - лучшим соответственно тоже в музыке кантри. Плюс еще одна награда досталась за "Лучший вокальный дуэт в стиле кантри". Столь щедрый поток наград - в первую очередь авансом. Уж больно хотят американские академики, чтобы их музыку кантри наконец-то щедро полюбили и в Европе. Но пока у них это не очень получается. Вот и надеются, что очередная Леди, на этот раз Lady Antebellum, выручит.
Российские музыканты снова чествованы за классическую музыку. Престижные награды в номинациях "Лучший классический альбом" и "Лучшее хоровое исполнение" получил диск "Реквием" Верди, записанный Симфоническим оркестром и хором Чикаго под управлением Рикардо Мути, в котором участвовали солисты Мариинского театра Ольга Бородина и Ильдар Абдразаков. Совсем немного не хватило до победы релизу молодого российского лейбла "Мариинский", выпустившего "Очарованного странника" Родиона Щедрина. Между тем уже второй год диски этого лейбла попадают в несколько номинаций "Грэмми".