Группа экономистов Высшей школы экономики подготовила доклад о достижениях и заблуждениях антимонопольной службы.
Авторы доклада приходят к выводу, что в нашей антимонопольной политике и практике все неоднозначно.
Сначала надо сделать выбор между двумя принципиально разными стратегиями. Либо антимонопольной политике возвращается положенное ей место как политике, нацеленной на защиту конкуренции, либо антимонопольная политика продолжает применяться как инструмент достижения текущих политических и популистских целей. Во втором случае, утверждают авторы доклада, антимонопольная политика замещается регулированием. И антимонопольное законодательство перестает быть инструментом поддержки конкуренции, сохраняя свое название, но не суть.
Если же речь идет все-таки о возврате к антимонопольной политике как таковой, то в первую очередь необходимо предоставить антимонопольным органам и судам истинную независимость. Оба участника системы правоприменения - и антимонопольные органы, и суды - показали, что находясь вне политического давления, они способны на разумные, взвешенные и эффективные решения.
Чтобы вернуться на этот путь, по мнению авторов доклада, необходимо сделать несколько важных шагов.
Первое. Прекратить изменения закона о защите конкуренции.
Второе. Решительно отказаться от создания отраслевых антимонопольных норм, подобных тому, что содержатся в законе об основах регулирования торговой деятельности - полностью нацеленных на защиту одной группы участников рынка против другой.
Третье. Признать, наконец, что целью применения антимонопольного законодательства не должна быть защита отдельных групп участников рынков. Антимонопольные запреты должны быть нацелены против исключающих практик, а не против так называемого ущерба. Это автоматически означает смену приоритетов в применении норм о злоупотреблении доминированием и о вертикальных соглашениях.
Четвертое. Не предоставляя антимонопольным органам права на осуществление оперативно-разыскных действий, мы должны требовать от ФАС, говорят авторы доклада, эффективной борьбы с тайными соглашениями. И самое главное: не побуждать ФАС преследовать участников рынка за недоказанные картельные соглашения.
Пятое. Необходимо остановить колебания маятника размера санкций. Вилка оборотных штрафов позволяет наказывать компании за ограничения конкуренции. Фиксированные же штрафы за ущерб вообще не должны применяться, поскольку масштабы преследования за нанесение ущерба должны быть максимально сокращены. Перечень конкретных действий, которые можно было бы предпринять для совершенствования российского антимонопольного законодательства именно как инструмента конкурентной политики, можно продолжать. Но, обращают внимание авторы доклада, все рекомендации бесполезны, пока не решен вопрос о соотношении защиты конкуренции и регулирования в деятельности российских антимонопольных органов. В частности, снижение числа дел, возбуждаемых по факту монопольно высокой цены.
В нем достаточно норм, для того чтобы осуществлять разумную конкурентную политику - как показывают действия антимонопольных органов в те периоды, когда они не находятся под политическим давлением. Может быть, в нем есть и явно лишние для решения этой задачи нормы, но даже в этом случае правильнее менять не закон, а модель его применения.