Вышел альбом коллекционера Н.Д.Лобанова-Ростовского

Этого высокого, элегантного человека очень хорошо знают искусствоведы, работники музеев, а также те, кто занимался серьезными финансовыми вопросами в советские времена. Знают банкира, геолога, но, главное, коллекционера, спасшего огромный пласт русского искусства ХХ века.

Когда -то, вскоре после окончания Второй мировой войны, он, тогда еще совсем мальчик, вышел из болгарской тюрьмы. Его отец, Дмитрий Иванович Лобанов-Ростовский, потомок великого князя Рюрика-Новгородского, представитель одного из самых славных родов России, находился в то время в тюрьме в Софии. Мать, Ирина Васильевна Вырубова, дочь  известного земского деятеля, представителя адмирала Колчака за рубежом в годы гражданской войны, также была в застенке. Попали они туда за попытку нелегального перехода греческой границы - террор против всех  "белобандитов" на территории коммунистической Болгарии был жесточайший.

И вот их сын, Никита Лобанов-Ростовский, пока родители находились в тюрьме, жил у своей няни, работавшей посудомойкой в Русском клубе.

Ее муж, бывший офицер Белой армии, там же служил ночным сторожем. И хотя пригрели они сына бывших хозяев как родного, есть все равно было нечего. И маленький Никита собирал окурки на улицах, потом раздирал их и продавал цыганам по килограмму. А еще чистил ботинки на улицах. В нем всегда была поразительная воля и умение добиваться результата. А тогда цель была одна - спасти себя и мать.

Отец  освободился из тюрьмы, но вскоре вышел из дома за молоком в соседний магазин и не вернулся. На дворе стоял 1950 год, и иллюзий ни у матери, ни даже у маленького Никиты не было. Но надежда оставалась, которую окончательно и через много лет похоронили официальные  власти уже новой, свободной Болгарии. Никита Дмитриевич, к тому времени знаменитый на весь мир коллекционер русского искусства, банкир, специалист по геологоразведке и алмазному делу, получил справку, что его отец был расстрелян в спецлагере города Пазарджик 13 октября 1948 года.

И, тем не менее, сын, которому, казалось, суждено было также сгинуть, сумел уцелеть. И не просто выжить, а спасти несметные сокровища русского искусства и, в конце концов, передать их в Россию.

Подобно герою фильма " Восток - Запад", он знал, что убежать из коммунистической Болгарии можно было только вплавь, брассом - единственным стилем, позволявшем видеть происходившее вокруг. И Никита Лобанов-Ростовский стал чемпионом Болгарии по плаванию среди юношей. Однако на столь опасный путь пойти не пришлось.

Спасли дядя, один из ближайших соратников де Голля среди русских, Николай Васильевич Вырубов, работавший в Комиссариате ООН по беженцам и будущий классик  Роман Гари - он был заместителем посла   Франции в Болгарии. Они пригрозили задержать эшелон с гуманитарной помощью, если им не будут выданы русские, практически бывшие на положении заложников. Так Никита и его мать оказались  на Западе.

О жизни Никиты Дмитриевича можно было бы снять многосерийный фильм  - получился бы ничуть не менее интересным, чем "Лоуренс Аравийский". Оксфорд, где студент Лобанов увидел выставку, посвященную Дягилевским сезонам. Выставку, которая определила всю его жизнь - так он был зачарован русским искусством. Затем последовали Геологический факультет Колумбийского Университета в Нью-Йорке, работа в Южной Америке. Потом -  карьера финансиста, пост вице-президента банка Уэллс Фарго в Сан-Франциско - там Никита Дмитриевич заведовал европейским, африканским и ближневосточным отделами. И почти десять лет он занимал должность старшего вице-президента Международного банка финансов и ресурсов в Лондоне.

Из всего вышеперечисленного понятно, что вся эта сумасшедшая карьера стоила огромной, неистовой работы и учебы. Поскольку  свою линию жизни Никита Дмитриевич выстроил сам. Но была в его судьбе  "одна, но пламенная страсть" - собирание произведений русских художников, оказавшихся за границей.

Сегодня, когда изданы огромные каталоги, когда выставка " Русское театрально-декорационное искусство1880-1930-х из собрания Никиты и Нины Лобановых-Ростовских" в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С.Пушкина стала событием в истории русской культуры равносильным знаменитой выставке портретов, организованной Сергеем Дягилевым в Таврическом дворце в 1905 году, когда в России опубликованы десятки статей и интервью, посвященных Лобанову-Ростовскому, не перестаешь удивляться феномену этого поразительного человека.

Собрание Никиты Дмитриевича началось в 1959 году.  В США он приобрел эскизы костюмов Сергея Судейкина к балету " Петрушка" за 25 долларов. Сегодня, конечно, в это трудно поверить. А жена Лобанова-Ростовского приобрела эскиз декораций Александра Бенуа к тому же спектаклю за 100 долларов. С этого все и началось. Началась коллекция, сегодня состоящая из сотен произведений русского искусства мирового значения и ныне приобретенная фондом "Константиновский"  для конгресс-центра в Стрельне. Собрание это уже было представлено в Музее театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге.

Ядро коллекции - театральные эскизы эпохи Серебряного века. Ведь и "мирискусники", и авангардисты  любили работать в театре. И, конечно, графика, на которую был так щедр  недавно завершившийся век.

Причем Лобанов очень мало напоминает коллекционеров, " гребущих" исключительно для себя. Он все время устраивает выставки, дает интервью, публикует статьи и о русских художниках, материалы  по истории своего знаменитого рода, где, к примеру, были и близкий друг Лермонтова, и ведущие  государственные деятели России. Работы, подаренные им, хранятся и в ЦГАЛИ, куда он еще в разгар застоя привез архив Сергея Судейкина, и в ГМИИ имени А.С.Пушкина,  и в Доме -музее Марины Цветаевой в Москве - туда князь преподнес в дар чудесный портрет легендарной Саломеи Гальперн работы Александра Яковлева. Список продолжать можно очень долго.

И вот сегодня мы можем еще  приблизиться к этому поразительному явлению - Никите Дмитриевичу Лобанову-Ростовскому. Только что в московском издательстве "Русский Путь" вышел огромный, в 584 страницы, великолепно оформленный том "Никита Д.Лобанов-Ростовский. Эпоха. Судьба. Коллекция".

Более 600 иллюстраций, из них свыше 200 - в цвете. 1240 позиций в указателе имен.  Биография автора, биографии предков и родных, воспоминания о тех, с кем он сталкивался на дороге жизни - художниках, коллекционерах, советских чиновниках, русских эмигрантах. Приведены статьи Никиты Дмитриевича в прессе, рецензии на его выставки и книги, много внимания отдано переписке Лобанова с различными учреждениями. Мы видим ту неустанную борьбу, которую он вел за создание Музея личных коллекций, и которую ведет сейчас за появление в России Национальной Портретной галереи. Мы можем познакомиться с мыслями Лобанова-Ростовского о экономике и культуре России. Но, главное - погружение в мир целого пласта великих произведений нашего искусства, спасенных этим человеком - легендой. Рюриковичем. Никитой Дмитриевичем Лобановым-Ростовским. 

Н. Д. Лобанов-Ростовский. Эпоха. Судьба. Коллекция. -  М.: Русский Путь, 2010.