16.02.2011 00:30
    Поделиться

    Между Россией и Британией проведут "горячую линию"

    "Вас по прямой линии вызывает мистер Кэмерон" - примерно так, видимо, в скором времени будут докладывать о звонке британского премьера в Кремль российскому президенту Дмитрию Медведеву. А тот, сняв трубку и произнеся приветственное "Хэллоу, Дэвид", теперь сможет быть стопроцентно уверен: этот разговор никто не подслушает. И никакой "ВикиЛикс" не придаст гласности подробности беседы двух лидеров.

    Соглашение о модернизации прямой "горячей линии" между Лондоном и Москвой подписал российский министр иностранных дел Сергей Лавров со своим британским коллегой Уильямом Хейгом в ходе своего визита на Альбион. Сроки установки "прямой шифрованной связи" в документе не установлены - это предстоит сделать специалистам.

    Но очевидно, что все произойдет до намеченного на этот год визита в Москву главы британского правительства. Впрочем, и по данному вопросу конкретики пока немного. Приглашение российского президента Лавров передал Дэвиду Кэмерону. Дальнейшие согласования за протокольными службами.

    Но сроки в данном случае вещь второстепенная. Во вторник, после завершения первого официального визита Сергея Лаврова на Альбион в качестве гостя Королевства, стало очевидным: повестка дня предстоящих встреч на высшем уровне во многом предопределена. И слово модернизация в ней играет не последнюю роль.

    Это еще не прорыв, но уже и не "бегство" от существующих проблем в область "холодных войн" и взаимного, устойчивого недоверия. Эпоха блэровских политических заморозок в отношениях, судя по итогам, визита Лаврова уходит в прошлое. Горячность, а подчас импульсивность прежнего министра иностранных дел Королевства Дэвида Милибэнда, с юношеской непосредственностью пытавшегося учить Россию британскому уму-разуму, заменил внимательный, понимающий взгляд седовласого, умудренного политическими баталиями Уильяма Хейга ( в прошлом он был лидером консервативной партии. - От ред). Это вовсе не означает, что Лондон сдал позиции. Но Хейг, написавший ставшую бестселлером книгу-биографию самого молодого британского премьера Уильяма Питта-младшего, во вторник наглядно продемонстрировал способность его страны быстро меняться. И не только в экономике, где премьер Дэвид Кэмерон проводит масштабные реформы, но и во внешней политике, где, как выяснилось, можно, не отступая от принципов, тем не менее, вести конструктивный диалог с не простыми для Альбиона партнерами. "Постепенное продвижение вперед, шаг за шагом" - так охарактеризовал результаты переговоров с Лавровым многоопытный Хейг, которому, кстати, дан едва ли не "карт-бланш" во внешней политике.

    Эта пошаговая политика принесла свои первые плоды, о которых в Лондоне отчитались министры. Кроме уже упомянутого соглашения по связи, стороны согласовали совместное заявление по Афганистану. Причем уникальный случай: на момент начала переговоров между Хейгом и Лавровым примерно шесть пунктов этой совместной декларации не были согласованы. Тем не менее, министры дали жесткий наказ экспертам не проявлять бессмысленного упорства и искать компромисс. В результате за час все противоречия были сняты и готовый документ уже после завершения совместной пресс-конференции раздавали журналистам.

    Министры подтвердили, что через две недели в Москве соберется совместная комиссия по науке и технологиям. Ее деятельность станет составной частью еще одной долгосрочной программы взаимодействия между Россией и Британией, которая получила название "Партнерство знаний".

    В Лондоне, похоже, произошел сдвиг и в другом долгое время остававшимся "замороженным" при прежнем правительстве Британии вопросе - о взаимодействии спецслужб в области борьбы с терроризмом. Это направление, как подтвердил Хейг, было одним из основных с самого начала переговоров. Причем речь шла и о такой деликатной сфере, как обеспечение безопасности олимпийских объектов. И хотя ответ британской стороны на предложение о сотрудничестве прозвучал несколько обтекаемо: "Соответствующие компетентные службы подумают, как наладить взаимодействие", было заметно, что взаимодействие между министрами иностранных дел на политическом уровне в этом вопросе уже налажено. Дело теперь, по словам Хейга, исключительно за "доработкой" принятых решений компетентными службами.

    Но главное, что бросалось во время визита в глаза, - нежелание ни российской, ни британской стороны омрачать рабочие отношения, которые, возможно, впервые за много лет сложились на двухсторонних переговорах, чтением нравоучений и рассчитанными на прессу публичными заявлениями.

    Но подобное продемонстрированное на пресс-конференции миролюбие вовсе не означало, что все спорные вопросы были спрятаны под сукно, чтобы не омрачать общую атмосферу переговоров. И в повестке дня остались лишь глобальные темы - ситуация в Египте и на Ближнем Востоке, развитие событий вокруг иранской ядерной программы, где позиции наших стран если не полностью совпадают, то во всяком случае не диаметрально противоположны. А в ряде оценок однозначно близки, когда речь заходит о деятельности "квартета" ближневосточных посредников или каирской проблематике.

    Как стало известно "РГ" от источника, близкого к переговорам, глава британского МИДа упомянул о корреспонденте газеты "Гардиан", которому не сразу из-за технических проблем удалось въехать в Россию. Он, в частности, поблагодарил российского министра за то, что тот разобрался в этом вопросе. Еще одну благодарность Хейг принес в связи с действиями российских служб, которые оказали всю необходимую помощь - от консульской до медицинской британцам, пострадавшим в результате теракта в Домодедово.

    Вопрос об обоснованности депортации из Британии российской гражданки Затуливетер и ситуация вокруг Михаила Ходорковского с учетом того, как процесс над ним влияет на бизнес-климат в России, также поднимались на переговорах. Но, по данным источника, обсуждение этих тем все же носило периферийный характер и проходило в режиме обмена мнениями.

    Кроме переговоров на высшем уровне Сергей Лавров выступил на Неделе российского бизнеса в Лондонской школе экономики. После чего примерно 40 минут он отвечал на вопросы студентов - присутствовавшей в зале многочисленной прессе спрашивать о чем-либо министра было категорически запрещено. Как выяснилось, учащихся в основном интересовали проблемы геополитики. От проблемы модернизации во внешней политике до переговоров между Россией и Японией вокруг Курильских островов.

    Не обошлось без курьеза. Не дождавшись скандальных вопросов, присутствовавший в зале наш бывший соотечественник, возглавляющий одну из британских маргинальных организаций, попытался сделать себе пиар на деле Ходорковского. Но на его пламенную речь с галерки уже спешащий на пресс-конференцию российский министр отреагировал абсолютно спокойно. И обещал передать собранную организацией посылку в Москву. Если, конечно, ее пропустит таможня.

    Поделиться