Новости

16.02.2011 09:30
Рубрика: Экономика

Рейс задерживается

Регионам СКФО нужны аэропорты, отвечающие международным стандартам

Решение правительства страны о реконструкции всех воздушных ворот СКФО дало старт долгожданным преобразованиям - сменилось руководство ставропольского и минераловодского аэропортов, компании "Кавминводыавиа". Но сделаны только первые шаги к решению проблем, накопившихся в этой сфере за десятилетия.

Нехватка воздуха

Компания "Кавминводыавиа", бывшая на протяжении многих лет монолитом, разделилась на три структуры - ФГУАП "Кавминводыавиа", которая стала дочерним предприятием ОАО "Аэрофлот", и два международных аэропорта - "Ставрополь" и "Минеральные Воды". Оба готовятся перейти из федеральной собственности в краевую. К процессу уже подключились Росимущество и Росавиация.

В наиболее плачевной ситуации оказался ставропольский аэропорт. По мнению независимых экспертов, погубить воздушную гавань помогли компании-конкуренты, заинтересованные в том, чтобы оттянуть на себя львиную долю пассажиров.

Непопулярность "Ставрополя" долгое время усугубляли бытовые неудобства - в аэровокзале с 2004 и почти до конца 2010 года не было воды, а само здание, построенное более полувека назад, капитально не ремонтировалось с 1977 года. А в 1999 году по ходатайству Минобороны РФ аэропорт на целых десять лет был исключен из списка международных. Увы, о транспортном узле не только надолго забыли, но и на длительное время отрезали с ним автобусное сообщение.

По словам нового генерального директора ГУП "Международный аэропорт "Ставрополь" Виталия Ненашева, процедура передачи предприятия в краевую собственность должна завершиться в феврале. В настоящее время осуществляется три рейса в Москву, которыми пользуются примерно 200 человек в день. По оценкам экспертов, для того чтобы аэропорт не работал в убыток, пассажиропоток должен составлять минимум 200 тысяч человек в год.

О ставропольском аэропорте не только надолго забыли, но и вообще отрезали с ним автобусное сообщение

- В планах администрации аэропорта уже в этом году увеличить количество пассажиров в два раза, в том числе за рубеж. В перспективе можно поднять пассажиропоток в десять раз - до 2000 человек в день, а количество рейсов - до 32, - говорит Виталий Ненашев. - Когда к нам придут новые авиакомпании, стоимость полета будет снижаться, потому что возрастет конкуренция.

Инвесторам просьба беспокоить

Что касается ремонта, то гендиректор заверил: как только аэропорт будет передан в краевую собственность, правительство региона начнет работу с инвесторами. Но чтобы их заинтересовать, необходима полная реконструкция существующего аэровокзального комплекса либо строительство нового, чтобы статус "международный" у аэропорта был не только на бумаге.

По данным краевого министерства промышленности, энергетики и транспорта, в рамках реализации федеральной целевой программы (ФЦП) "Развитие транспортной системы России (2010-2015)" предполагается направить на реконструкцию аэродромного комплекса "Ставрополя" один миллиард 194 миллиона федеральных рублей. Реконструкция взлетно-посадочной полосы (ВПП) включена в ФЦП "Модернизация транспортной системы России", но деньги планируется выделить только в 2013-2015 годах. А без ее реконструкции аэропорт вряд ли будет интересен как авиакомпаниям, так и частным инвесторам, которые, согласно законодательству, вкладываться в ВПП не могут.

В правительстве Ставрополья считают, что потребуется не менее двух-трех лет на то, чтобы аэропорт, что называется, "встал на крыло". В конце прошлого года краевые власти приняли решение о разработке краевой целевой программы развития рынка авиауслуг на Старополье на 2012-2015 года, в блок основных задач войдет улучшение состояния аэропорта "Ставрополь", сохранение аэропортов местного значения.

В секторе безопасности

Минераловодский "коллега" "Ставрополя" находится в лучшем экономическом состоянии, потому что все эти годы пользовался вниманием богатой авиакомпании и периодически получал финансовую подпитку. Плюс нашлись инвесторы, не поскупившиеся на серьезные вливания. Работы по реконструкции аэропорта международного значения "Минеральные Воды" начались в 2004 году в рамках реализации ФЦП "Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 годы", но активизировались только после образования СКФО. На сегодняшний день общий объем необходимых на реконструкцию средств составляет 4,1 миллиарда рублей. Освоено уже более полутора миллиардов, большая часть средств ушла на модернизацию здания аэровокзала.

С 28 января после масштабных преобразований заработал сектор по обслуживанию пассажиров на внутренних авиалиниях. Как сообщил гендиректор аэропорта Эдуард Григорович, новый зал ожидания кардинально отличается от того, каким он бы до реконструкции. Особое внимание уделено системе безопасности. Зона "антитеррор", введенная в эксплуатацию в январе 2011 года, обладает тремя уровнями защиты и включает металлодетекторные рамки и рентгенодосмотровые телевизионные установки, предназначенные для детальной проверки как пассажиров, так и их багажа. Серьезные изменения претерпели зоны пограничного и таможенного контроля.

В правом крыле аэропорта работы полностью завершатся к концу апреля, а в левом крыле - до 31 марта. Весной начнутся работы по благоустройству территории. На эти цели инвесторы направят 73 миллиона рублей. 322 миллиона предусмотрены на реконструкцию гостиницы "Аэропорт", завершить которую предполагается до 31 декабря 2013 года.

Распахнуть ворота

Еще одно новшество - оба аэропорта Ставрополья будут обеспечены высокоскоростным Интернетом. Об этом "РГ" сообщили в краевом Комитете по информационным технологиям и связи. Техническое подключение территориально удаленных друг от друга транспортных узлов к локально-вычислительной сети станет возможным благодаря инвестициям одной из российских компаний. Рассматривается также возможность продажи авиабилетов в электронном виде.

Оба аэропорта Ставрополья будут обеспечены высокоскоростным Интернетом

На февральском совещании в Пятигорске, посвященном реконструкции аэропорта "Минеральные Воды", полпред президента РФ в СКФО Александр Хлопонин сообщил о том, что на ремонтные работы аэропорту выделены федеральные субсидии в размере 600 миллионов рублей и 30 миллионов - из краевого бюджета. Хлопонин назвал "Минводы" главными воротами на территории СКФО и напомнил, что регион Кавминвод планируется включить в недавно созданный туристический кластер Северо-Кавказского федерального округа, куда уже входят все аэропорты субъектов региона. Поэтому значение воздушных узлов будет только возрастать.

Режим ожидания

Сейчас в России действует ФЦП, в рамках которой реализуется подпрограмма "Гражданская авиация". Согласно ей, до 2015 года должны быть реконструированы аэропортовые комплексы в Ставропольском крае, Северной Осетии, Ингушетии, Дагестане, Кабардино-Балкарии, которые сегодня также далеки от международных стандартов.

Реконструкция воздушных ворот "Беслан" во Владикавказе обойдется в 3,5 миллиарда рублей и предусматривает, в частности, ремонт ВПП, системы электроснабжения, мест стоянки, замену светосигнального оборудования. На эти работы деньги выделят из федерального бюджета. За счет прочих источников финансирования завершат ремонт павильона-накопителя международного сектора, построят здание контрольно-диспетчерского пункта. Планируется, что реконструкция пройдет в 2013-2015 годах.

На замену инженерных сооружений аэропорта "Магас" в Ингушетии в государственной казне предусмотрено 1,64 миллиарда рублей. На средства из других источников будут отремонтированы коммуникации, построены объекты авиационной безопасности. Проектирование, как ожидается, закончат в 2013 году, а реконструкция пройдет в 2014-2015 годах.

В аэропорту "Уйташ" в Махачкале за счет федеральных денег планируется реконструировать ВПП, рулежные дорожки, перрон, заменить светосигнальное оборудование, а за счет прочих источников финансирования создать специальные залы таможенного досмотра и контроля выдачи багажа, систему транспортировки грузов. Реконструкция запланирована на 2010-2012 годы и обойдется в 3,58 миллиарда рублей.

В Нальчике же предполагается построить новый аэропортовый комплекс за счет госбюджета, а также провести реконструкцию объектов, не относящихся к федеральной собственности. Проектирование запланировано на 2012 год, реконструкция - на 2013-2015 годы. Цена вопроса - 6,4 миллиарда рублей.

Комментарий

Георгий Ефремов, заместитель председателя правительства Ставропольского края:

- Сегодня аэропорт "Ставрополь" незаслуженно забыт, но у него хорошее будущее. Воздушная гавань расположена на перекрестке пяти международных магистралей и обладает серьезным потенциалом для развития. Со временем здесь появятся рейсы не только в Москву, но и в Сочи, Ереван, Баку, уже сегодня есть желающие летать в этих направлениях.

Что касается "Минеральных Вод", то здесь преобразования идут полным ходом. Аэровокзальный комплекс модернизирован на 67 процентов, к маю работы завершатся. Кроме того, в ближайшее время откроется еще одна отремонтированная и переоснащенная секция - международный модуль "Вылет", предназначенный для обслуживания убывающих за границу пассажиров. Здесь уже завершены все строительные, монтажные, пусконаладочные работы. Среди прочих новшеств можно отметить появление лифтов для людей с ограниченными возможностями. Параллельно будет сдана в эксплуатацию новая взлетно-посадочная полоса, реконструкция которой длилась шесть лет. И тогда аэропорт сможет принимать и "Боинги", и другие широкофюзеляжные самолеты.

Экономика Экономика Транспорт Авиатранспорт Филиалы РГ Кубань. Северный Кавказ СКФО Ставропольский край СКФО Ставропольский край Ставрополь Развитие Северного Кавказа Финансовые проблемы авиаперевозчиков
Добавьте RG.RU 
в избранные источники