В РЖД хотят изменить систему формирования тарифов на проезд в пригородных электричках, сообщил вчера начальник департамента пассажирских сообщений РЖД Геннадий Верховых. И добавил, что речь идет не о повышении цен на билеты, а о новом подходе в расчетах, чтобы они были понятны для пассажиров и не вызывали, как сейчас, недоумения.
Одно из предложений - сделать единую 50-километровую зону от Москвы. И вообще отказаться от сегодняшних 10-километровых зон, увеличив их, например, в пять раз. "И чем дальше проезд, тем уровень тарифа будет меньше", - сказал Верховых. Впрочем, расчетов, как это все отразится на цене билета, он не привел. Но уже вчера на Ярославском направлении начался эксперимент. Абонемент на проезд свыше 50 километров на месяц стоит не 7 тысяч рублей, а 3,5 тысячи. Правда, эта акция проводится в рамках борьбы с безбилетниками. Она должна показать, насколько такие льготные условия проезда увеличивают общие сборы за билеты с учетом сокращения "зайцев".
Тем временем проезд в пригородных электричках продолжает дорожать, опережая рост инфляции. В январе в среднем он поднялся на 4,6 процента (инфляция, напомним, составила тогда 2,4 процента). На вопрос "РГ", не может ли произойти резкого роста тарифов во втором полугодии, Верховых уклончиво ответил, что, согласно рекомендациям минэкономразвития, максимальный рост стоимости тарифа в среднем не должен в этом году превысить 10 процентов. Что тоже, кстати, выше прогнозируемой инфляции. Но у пассажиров есть выбор - пользоваться "сезонками". Они помогают снизить цену проезда по сравнению с той, которую приходится платить, если покупать билет каждый день. Верховых сообщил, что сейчас существует 49 видов абонементных билетов, но только часть из них пользуется спросом. Поэтому в РЖД намерены провести "рекламную кампанию", чтобы люди знали, какие виды абонементов им могут предложить железнодорожники.
Уже 41 регион заключил договоры с пригородными компаниями о перевозке пассажиров в электричках. Как уже писала "РГ", с 2011 года этим должны заниматься исключительно пригородные пассажирские компании, которые создаются с участием регионов. Также убытки таких перевозок не будут компенсировать за счет грузовых. А чтобы покрыть брешь в бюджете компаний, государство предоставляет регионам субсидии из федеральной казны. В 2011 году предусмотрено 25 на эти цели миллиардов рублей. Правда, пока регионы не могут не только получить их, но и точно узнать, сколько кому причитается. По словам Геннадия Верховых, пока нет соответствующего постановления правительства. РЖД настаивает на том, чтобы 25 миллиардов госсубсидий были направлены на покрытие убытков от перевозок. Однако у минтранса есть предложение отдать эти деньги в уставные капиталы региональных пригородных пассажирских компаний. "Получается, что они, взяв подвижной состав, инфраструктуру, не платят за это, а в уставный капитал им вливаются средства, - говорит Верховых. - А потом те, кому такая компания будет должна, выступят с инициативой ее банкротства. Надо сначала вывести их на ноль".
Тем временем
Более 60 процентов жалоб пассажиров на работу электричек связаны с отменой поездов. Теперь об изменениях графика будут объявлять не за 10 дней, а более чем за 15 суток, сообщили в РЖД.