Для оснащения милиции техническими средствами обнаружения опасных веществ выделено 1,8 млрд рублей

Уже не надо доказывать, что самые уязвимые мишени для террористических атак - объекты транспортного комплекса.

Вот неполный перечень терактов только за два года: взрыв "Невского экспресса" в ноябре 2009 года, теракты в московском метрополитене в марте 2010 года, 18 диверсий в стиле "рельсовой войны" на Северо-Кавказской железной дороге, подрывы железнодорожных составов на станции Мацеста, на Октябрьской железной дороге. Ну и страшный теракт 24 января в международном терминале аэропорта Домодедово, когда погибли 36 человек.

Понятно, что президент России в очередной раз потребовал усилить транспортную безопасность. Что предлагается сделать и что уже имеется?

Кто отвечает

За безопасность на всем, что ездит, летает и плавает, отвечают министерство транспорта, МВД, ФСБ, хозяйствующие субъекты и их службы безопасности. Они должны взаимодействовать, координировать свою работу.

Чтобы им проще это было делать, есть Указ президента России N 403, согласно которому разработана и утверждена Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте.

Предусмотрено и обучение личного состава работе с новым оборудованием. Кстати, именно в подмосковном Домодедово создан Центр подготовки сотрудников в сфере транспортной безопасности Всероссийского института повышения квалификации МВД России. Программы обучения - вполне современные, учитывающие международный опыт. В том числе - как выявлять в толпе пассажиров потенциальных преступников по поведенческим признакам. Разработаны и алгоритмы совместных действий при обнаружении подозрительных и бесхозных вещей и предметов, при поступлении ложных сообщений об актах терроризма.

Было бы несправедливо утверждать, что транспортная милиция ничего не делает. В прошлом году с использованием технических средств в пассажиропотоке выявлено и задержано 14,5 тыс. находившихся в федеральном и местном розыске. В ходе досмотров пресечено 57 тыс. попыток незаконного провоза запрещенных предметов и веществ, изъято 240 единиц огнестрельного, 883 - холодного и 615 - оружия самообороны, 4 кг взрывчатых веществ. А руководителям хозяйствующих субъектов было выписано 567 предписаний о нарушениях требований безопасности.

Тем не менее именно на транспортную милицию было обрушено немало упреков за происшедшие теракты. И на нее же возлагают немало надежд и обязанностей.

Реформы на колесах

Что же реально происходит в органах внутренних дел, отвечающих за безопасность на транспорте? В прошлом году департамент обеспечения безопасности на транспорте был подвергнут радикальной реформе. Собственно, сам департамент был упразднен, вместо него создали Главное управление и такие же управления по федеральным округам. Если раньше за железнодорожный, воздушный и водный транспорты в регионах отвечали отдельные структуры, то теперь их объединили.

Казалось бы, смысл в этом был - весьма урезали управленческие штаты. "Наверх" отрапортовали: сокращение произведено. Но ведь требовалось не просто сокращение, а оптимизация структуры. То есть маневр силами и средствами: излишки перебросить туда, где дефицит. А этот дефицит никуда не делся.

Корреспонденту "РГ", например, известно, как до недавнего времени в столичном регионе охраняли поезда. Милицейские наряды должны сопровождать все электрички утром и поздним вечером. А в течение дня - выборочно. Кроме того, надо охранять поезда дальнего следования, вокзалы и станции. Но где взять людей?

Милицейское начальство на Московской железной дороге придумало вахтовый метод: целые патрульные роты привозились из ближайших областей, скажем, Орловской, Тверской или Рязанской. Их размещали в каком-нибудь общежитии, а через неделю меняли. Конечно, это был риск, ведь оголялись участки в этих областях-"донорах". Так вот, патрулей, оперативников и прочих сотрудников, которые работают не в штабных кабинетах, а "на земле", больше не стало. Скорее - меньше: из-за низких зарплат и слабой социальной защищенности молодые люди не стремятся надеть милицейскую форму, очередей из желающих пополнить ряды в отделах кадров, увы, нет.

Или другой кадровый дефицит, на котором никак не сказалась реформа: собачий. Кинологическая служба транспортной милиции - одна из самых малочисленных в МВД, в чем недавно лично убедился министр внутренних дел. Причем только половина собак натасканы на обнаружение взрывчатки. Корреспондент "РГ" с изумлением узнал, что к каждому московскому вокзалу приписана всего одна служебная собака. Понятно, что круглосуточно ни один даже самый преданный пес службу нести физически не сможет - он теряет свои качества через четыре часа непрерывной работы. А человек, инструктор-кинолог? Получается, чтобы обеспечить стопроцентное прикрытие одного вокзала непревзойденным пока прибором - собачим носом, надо как минимум впятеро увеличить численность кинологического "караула".

Кстати, о приборах. После нашумевшего посещения президентом Киевского вокзала руководство РЖД отчиталось: на всех крупных узлах уже установлено шесть десятков рамок-металлодетекторов. Поставили их в том числе и на московских вокзалах - по одному на каждом из девяти.

Но вот загвоздка: на каждый вокзал ведут несколько входов-выходов, а рамка - одна. Кто мешает террористу, увидевшему металлоискатель, выбрать другую дверь?

Опять же, почему именно металлоискатель? Поезд - не самолет, здесь вся кладь - ручная, и пассажиры везут с собой уйму железных вещей. А с наступлением весны металла будет еще больше - дачники потащат лопаты, грабли, тяпки... Уже сейчас на платформах пригородных поездов создаются тысячные толпы обозленных, опаздывающих на работу людей. Ведь электрички прибывают или отходят каждые пять минут. Есть опасение коллапса - только столичные вокзалы ежедневно пропускают через себя 1,5 млн человек. В метро счет достигает 10 млн.

Какой режим лучше

Однако и эту проблему решить можно. Во-первых, не устраивать досмотр с выворачиванием карманов, а поставить "умную" аппаратуру, способную в том числе учуять взрывчатку и оружие на расстоянии. И точно указать, в чьей сумке или у кого под одеждой спрятана бомба. Такие приборы есть, как минимум - уже изобретены.

И во-вторых, можно законодательно перевести все транспортные объекты на режим работы, как в аэропортах. Лет пять назад такую идею на одной из пресс-конференций озвучил бывший руководитель милиции на железнодорожном транспорте столичного региона. Да, проект мог получиться весьма дорогостоящим. Не просто превратить в полностью закрытые и контролируемые зоны все железнодорожные и автомобильные вокзалы. И при этом не сорвать транспортные перевозки, не устраивать ежедневно давку пассажиров. Но для этого и существуют научные расчеты. Зато можно было бы дать высокую степень гарантии безопасности. Что важно, некоторые элементы этой, не принятой в целом, концепции все равно сегодня используют. Так, применяют стопроцентный, как в аэропортах, досмотр поездов и пассажиров, прибывающих в Москву из Средней Азии и Кавказа. И ничего, нет ни скоплений народа, ни особого недовольства, даже каких-то бытовых неудобств.

планы

Что изменится в охране вокзалов и аэропортов?

В Главном управлении на транспорте МВД России корреспонденту "РГ" сообщили о ведомственных планах. Это:

  • создание системы оперативной радиосвязи милиции на метрополитенах,
  • оснащение экспертных подразделений специализированными лабораториями,
  • создание системы контроля автотранспортных средств на территории России,
  • совершенствование кинологической службы.

Выделено 1,8 млрд руб. для оснащения милиции современными техническими средствами по выявлению опасных жидкостей, проведению в пассажиропотоке экспресс-анализов взрывчатых, ядовитых и сильнодействующих веществ, обеспечения носимыми комплексами доступа в базы данных, ручными металлодетекторами и другой техникой.