Андрей Фурсенко: Старшеклассник будет в обязательном порядке изучать 10-11 предметов

Проекты двух образовательных документов: Закона "Об образовании в РФ" и новых Федеральных государственных образовательных стандартов - вызвали бурное обсуждение в обществе.

Разработчики отчасти предвидели такую реакцию, разместив проекты в Интернете на всеобщее обозрение. Но столь жаркий градус обсуждений и дискуссий никто предугадать не мог. За короткое время под проектами документов появилось более 11 тысяч комментариев. А письмо президенту страны с просьбой отложить введение новых стандартов и вовсе подписали более 20 тысяч человек.

Тревога и пристальное внимание общества к проблемам образования понятны. Это то, что касается каждого, - это наши дети и их будущее. А в России сегодня около 13 млн школьников!

Представляем сегодня точку зрения министра образования и науки Андрея Фурсенко на самые острые вопросы, возникавшие во время обсуждения проектов.

О новых стандартах старшей школы

Проект новых стандартов для старшей школы, подготовленных, подчеркну, экспертами, а не министерством, еще очень далек от того, чтобы быть принятым и утвержденным. Помните, как было со стандартами для начальной школы? Разрыв между внесением предложений и принятием был два месяца. А пилотное внедрение началось позже, чем через год: с 1 сентября 2010 года по новым стандартам начали учиться около 200 тысяч первоклассников. Это время потребовалось на разработку программ, написания учебников и переподготовку учителей. Могу сказать, что от учителей, школьников, родителей приходят хорошие отзывы.

По основной школе между внесением стандарта и утверждением прошло семь месяцев. И он начнет поэтапно реализовываться не раньше 1 сентября 2012 года.

Что касается стандарта для старшей школы, то на сегодня даже не стоит вопрос о его реальном введении. Пока мы не достигнем если не консенсуса, то очень широкого согласия по этому стандарту, он не будет мною утвержден. И только после утверждения может быть определена дата начала апробации.

Об обязательных предметах в старшей школе

Четыре предмета - ОБЖ, физкультуру, курс "Россия в мире" и подготовку индивидуального проекта - действительно предлагается сделать одинаковыми для всех старшеклассников. Но это ни в коей мере не значит, что они будут основными в образовательной программе. Они общие и будут преподаваться на едином для всех уровне.

Старшеклассник в обязательном порядке будет изучать 10-11 предметов с учетом вышеназванных. Так, к примеру, и математика, и русский язык присутствуют в списке обязательных предметов вопреки тому, что говорят. Другое дело - предусмотрены разные уровни их освоения. Если человек - гуманитарий, то не надо ему изучать в старших классах основы математического анализа. Так же и с другими общеобразовательными предметами. Если внимательно прочитать стандарты, то это становится ясно. Идея новых стандартов заключается в том, что ребята в этом возрасте имеют право выбирать свой путь.

Об апробации стандартов

Принято решение, что в отличие от стандартов начальной и основной школы стандарт для старшеклассников перед началом пилотного внедрения должен будет пройти обязательную апробацию. И эта апробация независимо от того, как быстро пойдет обсуждение, начнется не раньше 1 сентября 2013 года. А в полной мере согласованный стандарт старшей школы будет запущен в использование не раньше 2020 года.

Еще раз, чтобы не было никаких двойных прочтений: этот вопрос будет внесен на официальное подписание только в тот момент, когда мы действительно достигнем достаточно серьезного, полного понимания того, каким стандарт должен быть.

О проекте закона "Об образовании в РФ"

Главный вывод, который можно сделать по итогам общественной дискуссии, - законопроект об образовании получил заметный общественный резонанс. Общее число комментариев - около 11 тысяч. Большинство склоняется к необходимости принятия закона, хотя и с существенной доработкой. Президент назначил специальную комиссию для анализа и учета всех замечаний, поступивших к проекту закона "Об образовании".

Пока не будут выработаны решения, имеющие общественную поддержку по основным концептуальным положениям законопроекта, министерство не будет форсировать его принятие и не будет предлагать его для рассмотрения Думе.

О сокращении школ

За последнее десятилетие произошло уменьшение количества школьников более чем на 30 процентов. А количество школ уменьшилось менее чем на 30 %.

Могу сказать, что считал и считаю, что целый ряд школ, которые не соответствуют современным требованиям, надо закрывать, а вместо них строить новые. Держаться за ветхие школы неправильно. Зачастую в школе, в которой учатся 5-7 человек - а у нас таких школ сегодня почти 5 тысяч, - научить ничему толковому, к сожалению, не могут. Исключение тут составляют начальные школы, когда даже один хороший учитель может дать очень много совсем юным ученикам.

В каждом отдельном случае решение должно приниматься в интересах ребят. Не в интересах сохранения юрлица школы, а в интересах детей.

О стипендиях

Вопрос об отмене стипендий не стоит. С другой стороны, надо уходить от принципа "уравниловки" в этом вопросе. Механизм распределения стипендий в России сегодня не оптимален и должен быть изменен. Сейчас есть социальные стипендии и академические. Академические выплачиваются практически всем студентам, которые нормально сдают сессии, хотя для одних эта стипендия - существенная необходимость, а для других - лишь небольшая добавка к тем средствам, которые есть у студентов от семьи или подработки.

Важно и возможно в рамках существующих стипендиальных фондов изменить принцип распределения стипендий. Увеличить выплаты тем, кто нуждается в социальной помощи, и одновременно уменьшить количество академических стипендий. Повышенную и действительно большую стипендию должны получать только те студенты, которые демонстрируют серьезные успехи.

О поддержке ведущих вузов

К сегодняшнему дню одобрены программы развития 29 национальных исследовательских университетов (НИУ) и 7 федеральных университетов, а также двух крупнейших и самых известных университетов страны - Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета.

Общий объем бюджетных средств, направляемых на реализацию программ развития ведущих вузов страны в 2010 - 2012 годах, составляет 69 млрд рублей. Из них: 32 млрд рублей - на реализацию программ развития НИУ, 27 млрд рублей - федеральным университетам, 10 млрд рублей - для МГУ им. Ломоносова и СПбГУ.

акцент

"Мир сегодня меняется, меняются стандарты, у нас появились новые образовательные лидеры. Почему сегодня в лидерах скандинавские страны? Почему сегодня там Сингапур? По одной простой причине: они не боятся меняться, двигаться вперед. И мы не должны этого бояться" (Министр образования РФ Андрей Фурсенко).