Будущие полицейские, а пока еще - милиционеры, не скрывают своих опасений, а то и откровенного страха перед грядущим вступлением в силу нового Закона "О полиции".
Так уж повелось, и не только на Руси, что от перемен ничего хорошего не ждут. Вот и в столичной милиции кто-то впал в отчаяние - впишется ли он в новую, так сказать, концепцию? Причем такие сомнения посетили далеко не худших сотрудников. Те, которые худшие, уже давно ни в чем не сомневаются - рано или чуть позже к ним обязательно приходят серьезные ребята из подразделений собственной безопасности. Или - из прокуратуры. А вот добросовестные служаки, для которых милицейский оклад - единственная возможность прокормить семью, кто в хорошем смысле строит здесь карьеру, кто действительно видит свое призвание в очищении общества от подонков, - засомневались. Уж слишком большой получился ажиотаж от обсуждения нового закона, много прозвучало мнений и предложений, порой - прямо противоположных. И даже те люди, которые призваны защищать и добиваться исполнения закона, усомнились и заволновались: а защитит ли закон их самих?
Понятно, что с такими настроениями, особенно в период возросшей террористической опасности, много не наработаешь. Поэтому начальник ГУВД Москвы Владимир Колокольцев решил разъяснить подчиненным суть происходящего. И сделал это не на бумаге в очередной официальной директиве или по-модному - в Интернете, а лично, в живом общении. Выражаясь военным языком - сообщил голосом.
В зале для совещаний он собрал представителей всех подразделений столичной милиции. Кстати, москвичам это место известно - именно здесь в декабре главный столичный милиционер отчитывался перед народом о своей работе. И, глядя незнакомым людям в глаза, честно отвечал на порой не очень приятные вопросы.
Теперь такой же откровенный разговор произошел и с подчиненными. Как рассказали в ГУВД Москвы корреспонденту "Российской газеты", такое совещание - беспрецедентное. Да, старшие командиры и раньше общались с личным составом. Но - выборочно, с представителями конкретных подразделений и по особым случаям. Скажем, когда надо устроить "разбор полетов" после очередного ЧП. А чтобы - вот так, со всеми и на вольную тему... В зале были представлены все категории милиционеров - от полковников до рядовых.
Владимир Колокольцев честно предупредил: пробиться к нему на личный прием почти невозможно - слишком большая загруженность. Чтобы принять трех сотрудников, надо пропустить, скажем, правительственное совещание по антитеррористической безопасности.
Но есть другие пути. Каждый может обратиться к генералу по Интернету. Более того, в подразделениях установят опечатанные почтовые ящики, куда любой сотрудник сможет бросить свое письмо Колокольцеву. И только Колокольцев это послание прочитает, но никак не непосредственный начальник. Правда, генерал сразу предупредил: шантажировать его нет смысла. Мол, если вы не примете нужного мне решения, я обращусь к министру, президенту, ко всему народу... Вот пусть сразу и обращаются.
- Если человек изначально мне не верит, то зачем тратит свое и мое время? И почему он все еще с нами служит? - удивлялся Колокольцев.
И самое главное: глава московской милиции чуть ли не ежедневно, причем внезапно, посещает какое-нибудь из своих отделений, управлений, рот или полков. И в этот момент каждый вправе к нему обратиться.
Приглашенные на совещание милиционеры в полной мере воспользовались возможностью задать своему шефу вопросы. Интересовало все: как будет проходить переаттестация, что такое общественный контроль, увеличится ли зарплата и есть ли шанс получить жилье, как должны выплачиваться компенсации за сверхурочные, за командировки на Северный Кавказ, за поднаем жилья и проезд в общественном транспорте. В общем, все по жизни.
Владимир Колокольцев сразу объявил: какой-либо разницы между теми, кого назовут полицейскими, и сотрудниками юстиции или внутренней службы, не будет. Никто в зарплате не потеряет.
Все социальные моменты, в том числе и о жилье, пропишут в отдельном федеральном законе. Скорее всего, останутся и региональные надбавки.
Переаттестация обязательна для всех, в том числе и для него, генерала Колокольцева. Только его будут аттестовывать в другом, видимо, министерском кабинете. Не важно, что сотрудник был аттестован всего полгода назад. Но в этом случае вряд ли выводы комиссии должны сильно разниться.
Если же кто-то окажется не согласным с решением - всегда можно обжаловать.
Что важно: за штат никого из сотрудников выводить не будут, чтобы не парализовать повседневную службу.
С 1 марта, когда вступит в силу Закон "О полиции", никто из сотрудников автоматически полицейским не станет. Только тот, кто пройдет переаттестацию. Остальные так и останутся милиционерами, вплоть до увольнения. Предполагается, что все эти мероприятия завершатся к 1 мая.
Общественного контроля тоже не надо бояться. По словам Колокольцева, если люди считают своего участкового негодяем, то и от начальства это мнение не ускользнет. Вот вам и оценка служебной деятельности. И не стоит, считает, Колокольцев, обижаться на СМИ - дескать, нас не так показывают, плохо о нас говорят. За явную клевету на честных и добросовестных сотрудников - да, необходимо призывать к ответу. Но к справедливой критике надо прислушиваться, признавать и обязательно исправлять свои ошибки.
Владимир Колокольцев откровенно признал: переаттестацию не пройдут негодяи, позорящие своими действиями погоны. Такие, например, как недавно задержанный начальник ОВД "Филевский парк".
- Как выяснилось, он долгое время занимался поборами с уличных торговцев. И что, никто из его сослуживцев об этом не знал? Почему не сообщили? - Владимир Колокольцев не скрывал гнева. И предупредил: - Тем, кто вместо добросовестной службы кого-то "ошкуривает", у нас не место. Вы меня знаете...
Но честных профессионалов Колокольцев оставлять без работы не намерен. Он прилюдно приказал своим кадровикам находить возможность оставлять на службе действительно ценных сотрудников. Хотя их и можно было бы уволить по каким-то формальным показателям. То есть к каждому человеку следует подходить индивидуально.
Владимир Колокольцев сообщил, что ожидается указ президента о структуре полиции. Возможно, это тоже произойдет к 1 марта. Этот нормативный акт расставит все акценты в штатном расписании. Тогда уже можно будет конкретно говорить о каких-то сокращениях или увеличениях численности личного состава. Однако уже очевидно, что штабных подразделений и штабных работников станет намного меньше.
Колокольцев под радостный шум в зале намекнул, что количество начальников сократится. Коснутся ли изменения других подразделений - сказать пока трудно, хотя такие планы прорабатываются.
Например, будет оптимизирована численность криминальной милиции. Колокольцев не скрывал, что хотел бы увеличить количество патрулей и оперативников уголовного розыска - самых востребованных сегодня милицейских специалистов.
В то же время глава столичной милиции сообщил, что подразделения, занимающиеся борьбой с экономическими преступлениями, сокращены на 30 процентов.
Вообще же глава столичной милиции очень настоятельно порекомендовал своим подчиненным внимательно проштудировать Закон "О полиции" - с 1 марта они будут обязаны его исполнять.
А там есть кардинальные отличия от нынешнего закона, хотя бы в поведении сотрудника. Например, представляться гражданину, объяснять ему причину проверки документов, личного досмотра, тем более - задержания уже не правила хорошего тона, не дань вежливости, а оговоренная законом обязанность.