17.02.2011 00:00
    Поделиться

    Иван Беседин: Новые станции метро будут иметь всего четыре конструкции

    Что ждет столичную подземку с приходом нового начальника

    У столичного метро появился новый руководитель.

    Мэр Москвы Сергей Собянин назначил на эту должность Ивана Беседина - профессионального железнодорожника. С чего он намерен начать свою работу на новом посту? Каких придерживаться приоритетов? Это попытался выяснить корреспондент "РГ".

    Метро к подъезду

    Как признался журналистам Иван Беседин, до сих пор он спускался под землю лишь как пассажир. Недели же, прошедшей с момента назначения, маловато: "Это же огромное хозяйство". Поэтому поделился он пока лишь ближайшими планами.

    - Задача, которую сейчас ставит мэр Москвы - это развитие метрополитена. В текущем году запланировано ввести в эксплуатацию порядка 4,5 километра, но уже с будущего года будем вводить в строй по 15 километров в год.

    Для того чтобы это стало возможным, город намерен нарастить строительные мощности, разработать проектную документацию и провести уже нынче подготовительные работы для прокладки 50 километров. При том что дефицит линий подземки в Москве, по оценке экспертов, составляет 100 километров, 75 километров из них столице предстоит построить до 2015 года. По мнению Ивана Беседина, это реально.

    - Мы, эксплуатационники, примем в их сооружении непосредственное участие, - заявил он.

    Впрочем, по оценке, например, главного архитектора "Метрогипротранса" Николая Шумакова, такой город, как Москва, должен вообще иметь полторы тысячи километров метро вместо нынешних 300.

    Первыми реальное улучшение уже в этом году почувствуют жители юго-востока столицы. На 4,5-километровом участке Люблинской ветки, который планируется ввести в строй, откроются сразу три станции: "Борисово", "Шипиловская" и "Зябликово". Строить их начали еще в 1991 году, но в 1995 году стройку остановили из-за отсутствия денег. Сейчас работы возобновились. И как заявил "РГ" первый зам. мэра Владимир Ресин, возглавляющий штаб метростроения в городе, близки к завершению. В следующем году подземка придет в районы Новокосино и Косино-Ухтомский, Жулебино, подмосковный Реутов, еще через год - в Братеево. То есть в основном в "замкадье", где проживает 2,5 млн москвичей - фактически каждый четвертый житель столицы.

    Развитие подземки скажется на улучшении жизни и в центре Москвы. В этом году, в частности, начнется проектирование третьего пересадочного контура. Он пройдет предположительно на расстоянии двух-трех станций от старой Кольцевой и снизит на 20 процентов нагрузку на пересадочные узлы. Первый участок "нового кольца" соединит станцию "Нижняя Масловка" возле Савеловского вокзала со станцией "Деловой центр" в районе "Москва-Сити".

    Просьба освободить вагоны

    Пока же метро каждый день перевозит пассажиров в полтора раза больше, чем закладывалось в норму, - 10 миллионов вместо шести миллионов. К чему это приводит, как выяснилось, новому начальнику известно. "В часы пик в вагонах большая скученность, пассажиры едут в некомфортных условиях", - оценил он ситуацию. И пообещал: "Предстоит решать и эти задачи". Как именно? "Будем повышать эксплуатационную надежность и стремиться работать без сбоев. К сожалению, метро - сложная техническая система, и пока это не всегда удается". Кому-кому, а москвичам хорошо известно - случаи, когда по громкой связи вдруг звучит: просьба освободить вагоны, так как по техническим причинам поезд дальше не идет, в Москве не редкость. Да и когда следующий поезд придет, никто точно сказать не может, - через минуту или через все десять. Может быть, привычка руководить железной дорогой, где составы ходят строго по расписанию, поможет Ивану Беседину поставить на такие же рельсы и столичную подземку? Могут же пассажиры за рубежом наблюдать, как табло отсчитывает обратный ход времени: до прихода поезда осталось 10 минут, 9, 8, 7, и поезд действительно приходит в назначенное время. "Почему москвичам это недоступно?" - поинтересовался корреспондент "РГ". Превратить метрополитен в "железку" главный под Москвой не гарантировал, но заверил, что вплотную займется его модернизацией, в том числе закупками нового современного подвижного состава, более комфортного и с лучшими эксплуатационными характеристиками, а также техническим оснащением станций.

    Сороконожки остались в прошлом

    Опасения же москвичей по поводу, что строительство типовых станций обернется для метрополитена потерей его неповторимого облика, как выяснилось, не имеют под собой никаких оснований.

    - Станции теперь действительно будут иметь всего четыре конструкции, - пояснил Николай Шумаков. - Мелкого заложения будут односводчатыми или двухпролетными. Глубокого - пилонными или колонными - в зависимости от геодезии и ряда других факторов. Цель унификации - иметь возможность строить быстрее и больше.

    Но это вовсе не значит, что они будут так же унылы, как построенные с конца пятидесятых до конца семидесятых годов станции "Новые Черемушки", "Беляево" или "Текстильщики". Архитекторы называли их сороконожками, так как опираются они на 40 колонн. Сейчас зодчие поняли, что даже при жесткой конструкции архитектура станций и их отделка могут быть очень разнообразными. К тому же, заметил Владимир Ресин, даже на самую дорогостоящую отделку идет лишь малая толика затрат. А потому экономить на ней просто бессмысленно.

    Смотровая для пассажира

    На вопрос корреспондента "РГ", как нынешний глава намерен повышать безопасность подземки, регулярно подвергающейся нападениям террористов, Иван Беседин пояснил: "Рамки в метро везде не поставишь - для таких массовых потоков пассажиров это было бы неправильное решение. А вот досмотровые зоны с рамками с металлоискателями будут создаваться". На первом этапе, по словам главы подземки, они появятся на 46 станциях, причем не только на заново построенных, но и существующих. Невольно возникает вопрос: а не приведет ли это к еще большему столпотворению у входа в метро? Страшно представить себе, что пассажиров в час пик попросят пройти еще и через узкую рамку металлоискателя...

    - Во-первых, такие зоны, конечно же, разместятся вне кассового зала, - прокомментировал корреспонденту "РГ" предполагаемое новшество главный архитектор "Метрогипротранса" Николай Шумаков. - Да и проходить через них потребуется не всем, а лишь тем пассажирам, кто обратил на себя чем-то внимание дежурных милиционеров. Появилось уже много технических новинок, благодаря которым возникающие к человеку вопросы стражи порядка смогут снять, просто пройдя мимо него.

    Один такой чудо-чемоданчик недавно продемонстрировали Дмитрию Медведеву во время посещения им станции метро "Охотный Ряд". Имея его в руках, страж порядка легко определит, есть ли у гражданина в багаже или под одеждой взрывчатка. Такие чемоданчики и многие другие разработки тоже появятся в досмотровых комнатах.

    Разместить досмотровые зоны даже на существующих станциях не такая уж большая проблема. На каждой станции имеется множество служебных помещений. Среди них легко найти комнату в 20 квадратных метров, больше и не требуется.

    Кстати

    Идея в десять раз увеличить количество собак в метро, которые будут нести службу наравне с сотрудниками правоохранительных органов, высказанная Сергеем Собяниным, уже скоро может осуществиться. Для этого мэр в этот же день отдал распоряжение департаменту экономической политики уже на текущей неделе включить строительство кинологического центра, где будут готовить четвероногих охранников, в городскую инвестиционную программу.

    Досье "РГ"

    Ивану Беседину - 57 лет, он профессиональный железнодорожник, в течение последних пяти лет возглавлял Калининградскую железную дорогу.

    Поделиться