Новости

17.02.2011 00:40
Рубрика: Экономика

От Оби до Полоцка

Союзные топливные артерии имеют международное экономическое значение

В конце февраля исполняется 30 лет со времени ввода в действие российско-белорусского нефтепровода Сургут - Полоцк. Эта артерия и сегодня остается одним из крупнейших объектов по перекачке западносибирской нефти в Беларусь, страны Балтии и Польшу. В основном на сырье, поставляемом из Западной Сибири, работает Полоцкий нефтехимический комплекс - один из крупнейших в западном регионе бывшего СССР.

То была одна из ударных комсомольских строек, завершенная в рекордно короткие сроки. Причем данная артерия - и сегодня одна из самых протяженных и мощных в бывшем СССР. Ее длина - 3300 км, пропускная способность - более 20 миллионов тонн в год. Российско-белорусский участок этой магистрали (Андреаполь - Полоцк) был построен в 1979-1981 гг.

В ходе создания топливной артерии с помощью отечественного оборудования, произведенного и на белорусских предприятиях, было преодолено множество природных преград. Например, по данным советского миннефтепрома (1982 г.), пришлось преодолеть только болот общей протяженностью до 600 км и свыше 350 км водных преград, включая такие крупные реки, как Обь, Иртыш, Чусовая, Кама, Вятка, Волга, Ока. По мнению министра газовой промышленности СССР в 70-х гг. Сабита Оруджева, межрегиональные, по сути трансконтинентальные трубопроводы, созданные в 60-х - 70-х годах, были нацелены как на сырьевое обеспечение нефтепереработки на западе СССР, так и на экспорт нефтегазового сырья. Поскольку спрос на него в зарубежной Европе быстро увеличивался после нефтяного эмбарго ОПЕК середины 1970-х.

В дальнейшем планировалось продлить артерию через север Беларуси и Южную Литву - в Калининградскую область, в том числе к тамошним портам. Этот проект поддерживали А.Н. Косыгин, К.Т. Мазуров, П.М. Машеров, обоснованно полагая, что портовые комплексы этой области по многим причинам могут стать крупными конкурентоспособными центрами экспорта нефти. Они же выступали за создание нефтеперерабатывающего завода в той же области, к нему мог быть подведен нефтепровод из Полоцка.

По разным причинам такой комплексный проект не был осуществлен (нефтепровод из Полоцка продлили в Литву и Латвию).Но,как уже сообщал "СОЮЗ", некоторые российские и белорусские эксперты предлагают реализовать тот же проект. Такое предложение вписывается в проекты Союзного государства по развитию российско-белорусского транзитного коридора через Калининградский регион. Нынешняя ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке ведет к повышению спроса на нефть из бывшего СССР. А это - весомый стимул для создания союзного коридора, в том числе нефтяного, на порты крайнего запада России. Между тем в недавнем совместном исследовании российских и белорусских экспертов отмечено, в частности, что продление нефтепровода от Полоцка через Северную Беларусь и Южную Литву в Калиниградский регион РФ станет более конкурентоспособным маршрутом в сравнении с действующей трассой от Полоцка на порт Вентспилс (Латвия). Причем выгод будет больше, если в том же российском регионе будет создан нефтеперерабатывающий завод. А литовская сторона, по данным того же исследования, выражает заинтересованность в нефтеартерии Полоцк-Калининград через юг Литвы.

Экономика Отрасли Нефть и газ
Добавьте RG.RU 
в избранные источники