Достижение палестино-израильского соглашения может случиться к сентябрю нынешнего года. Об этом заявила в Иерусалиме и в Рамалле верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности баронесса Кэтрин Эштон в ходе встреч с руководством Израиля и Палестинской национальной администрации (ПНА).
Задача эта непростая, оговорилась она и напомнила, что обязательства соблюдать названные сроки и цели были взяты обеими сторонами, когда возобновился прямой мирный диалог в сентябре прошлого года в Вашингтоне. Конкретно было заявлено о возможности достижения в течение года рамочного соглашения, которое легло бы в основу будущего договора об окончательном урегулировании.
Тогда казалось, что к сентябрю 2011-го на Ближнем Востоке, наконец, наступит мир, вслед за которым откроется путь к провозглашению независимого Палестинского государства. Однако переговоры были прерваны. Как утверждают в Рамалле, из-за поселенческой активности Израиля на территориях, которые должны перейти в суверенитет палестинцев, в том числе в Восточном Иерусалиме. Кэтрин Эштон, видимо, и приехала в регион (кстати, уже второй раз в этом году), чтобы как-то подтолкнуть обе стороны к продолжению переговоров. При этом баронесса Эштон ссылалается на то, что на недавней встрече ближневосточный "квартет" (ЕС, ООН, Россия и США) подтвердил свою поддержку "тому, чтобы завершить переговоры к сентябрю 2011 года".
Квартет, конечно, квартетом, но и у израильтян, и у палестинцев свои резоны, которые трудно привести к общему знаменателю. В Рамалле глава ПНА Махмуд Аббас поблагодарил Евросоюз за поддержку палестинской стороны, призвал европейцев "повысить свое политическое участие в мирном процессе и заявил, что палестинская сторона готова возобновить переговоры с Израилем, если израильтяне прекратят поселенческую активность и "четко определят свое отношение к мирному процессу".
В ответ министр иностранных дел Авигдор Либерман, не касаясь поселенческой деятельности, обратил внимание представителя ЕС на необходимость устранения угрозы, исходящей от иранского режима. По его словам, европейские и другие страны "должны в первую очередь решить иранскую проблему, что, в свою очередь, позволит Израилю смелее действовать в отношении мирного урегулирования с палестинцами".
Разумеется, свою роль - пока неизвестно, какую - могут сыграть и события в Египте. Ведь Каир до последнего времени был авторитетным посредником в переговорах между израильтянами и палестинцами. Каир же пытался найти какой-никакой общий знаменатель между правящим в секторе Газа радикальным ХАМАСом и палестинцами на Западном берегу Иордана. Как поведет себя новое руководство Египта в отношении Израиля и Палестины? Ответа на этот вопрос пока нет.