Новости

17.02.2011 00:50
Рубрика: Экономика

Как ни крути, везде IT

Неразвитые телекоммуникации тормозят процесс создания электронного правительства на Дальнем Востоке

Какие госуслуги в электронном виде сегодня могут получить дальневосточники? Совещание с главами регионов на эту тему провел заместитель дальневосточного полпреда Александр Левинталь. Оптоволоконные линии не подкачали, провести видеоконференцию с большинством субъектов ДФО удалось.

Равные условия

Столицу федерального округа всем участникам телемоста было и видно, и слышно. Из этого следует, что лучше всего к электронному общению готовы органы власти крупных субъектов, чего не скажешь об администрациях муниципального уровня. Опыт показал, что большинство граждан томятся в очередях к чиновникам за обычной информацией, а не за самой услугой. Гражданин должен уметь по меньшей мере заходить в Интернет, чтобы, к примеру, узнать свою задолженность по налогам, сумму в квитанции на оплату коммунальных услуг, перечень бумаг на получение звания ветерана труда. По замечаниям людей, попытавшихся оформить загранпаспорт в столице федерального округа, дистанционная услуга в итоге все равно превращается как минимум в три визита в орган УФМС плюс отдельное путешествие на почту.

Александр Левинталь напомнил, что развитие информационных технологий, формирование электронного правительства относятся к ключевым направлениям деятельности государства. Реализация проекта "Электронное правительство" должна создать комфортные и равные для всех условия получения необходимых государственных услуг, где бы ни жил гражданин и ни находилась организация. А значит, существенно повысится эффективность государственного управления, снизится коррупционная составляющая (за счет повышения прозрачности оказания государственных услуг), территории станут более привлекательными с точки зрения инвестиций.

Очередной этап перехода к новой системе оказания госуслуг должен занять три года и завершиться в 2012 году.

По заявлениям представителей регионов, сегодня во всех субъектах округа уже приняли трехлетние планы мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства. Создали региональные реестры государственных (муниципальных) услуг, ведут работу по предоставлению из них информации в сводный реестр, разработали региональные порталы с размещением на них сведений. Это по отчетам. А как на деле?

Услуги наперечет

У Камчатского края уже есть девять самостоятельных сайтов органов муниципального самоуправления и единая площадка для закупок. Работают три информационных терминала - правовой, центра занятости и государственных услуг (последних, предоставляемых органами власти края, в декабре 2010-го предлагалось гражданам 59 наименований).

- В июле с наших граждан уже никто не будет требовать бумажные справки, - пообещала руководитель агентства по информатизации и связи региона Инга Леонтьева. - В целом программа по информатизации госуслуг обошлась в 47 миллионов рублей. В центр оказания госуслуг "Одно окно" за год обратились свыше 35 тысяч заявителей. Этот центр работает и вечером, и в выходные дни, имеет два информационных киоска и использует электронную очередь.

В Магаданской области безлимитный доступ в Интернет со скоростью один мегабит в секунду для юридических лиц стоит 160 тысяч рублей

Задержались с принятием программы в Приморье. По утверждению вице-губернатора Приморского края Андрея Норина, долго подписывали соглашения с муниципальными органами власти и десятью федеральными ведомствами, создавая систему электронного документооборота. С 1 апреля 2010 года УФМС России по Приморскому краю начало оказывать десять услуг в электронном виде, что позволило свести к минимуму общение людей с миграционной службой. В прошлом году от граждан поступило более четырех тысяч заявлений, в основном на оформление загранпаспортов нового образца. Что немаловажно - стоимость интернет-услуг в Приморье снизилась на треть, и это означает, что процесс информатизации в органах власти пойдет живее. Так, в Уссурийске, по утверждению Норина, уже создан многофункциональный центр (МФЦ), который предоставляет гражданам 24 госуслуги. Однако, как считает Левинталь, если разобраться, то полноценный и реально работающий МФЦ сегодня функционирует лишь в Якутске.

Деньги за прозрачность

Многофункциональный центр был открыт в столице Республики Саха (Якутия) в апреле 2010 года. Сегодня это единственное место приема документов и оказания услуг по принципу "Одного окна". Только за прошлый год в многофункциональный центр обратились свыше 37 тысяч человек, причем наиболее востребованными оказались услуги в сфере земельно-имущественных отношений.

- Всего в нашем реестре более трехсот государственных услуг, - говорит заместитель председателя правительства республики Александр Борисов. - Открыт официальный информационный портал, работают 570 сайтов органов государственных и муниципальных учреждений. Для удобства граждан созданы пункты коллективного доступа в почтовых отделениях и библиотеках. Модернизируются линии, увеличилась скорость доступа, 222 населенных пункта были подключены к сети Интернет.

А на Колыме телекоммуникационная инфраструктура только формируется. До 2013 года планируют освоить в этих целях более трехсот миллионов рублей. Однако местных руководителей смущает цена вопроса: больно дорого обходится бюджету "прозрачность". Безлимитный доступ в Интернет скоростью мегабит в секунду для юридических лиц стоит 160 тысяч рублей.

Эта тема оказалась близка и остальным участникам. Больная мозоль для дальневосточных субъектов - низкий уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры в регионах, где стоимость доступа к Всемирной сети очень высока. Поскольку подключение осуществляется зачастую через спутниковый ресурс, тарифы в сравнении с другими субъектами России просто запредельные. К тому же из-за сложных географических и климатических условий связь не всегда качественная. На цифровое неравенство обратил внимание Александр Борисов:

- Безлимитный тариф со скоростью 1 Мбит/с для юридических лиц в месяц в Республике Саха (Якутия) обходится в 60 тысяч рублей, в Хабаровском крае - около девяти тысяч, тогда как в Москве - чуть выше трех.

По словам представителей компаний, предоставляющих услуги связи, решить эту проблему можно путем запуска дополнительного спутника, так как существующие резервы уже используются по максимуму. По их данным, запуск запланирован на ноябрь 2012 года.

А как решить проблему высокой стоимости Интернет? Представители регионов предложили два варианта: рассмотреть возможность создания для округа альтернативного канала доступа к сети Интернет либо снизить тарифы за трафик путем выделения субсидий или государственного регулирования тарифов спутниковых операторов.

На пути к "прозрачному обществу" стоят не только неразвитые коммуникации и высокие цены, но и обособленность ведомств. До июля нынешнего года они должны обеспечить межведомственный электронный документооборот и защитить имеющуюся информацию. Так что вновь на пике востребованности - IT-специалисты, чья рыночная стоимость только растет - они могут стать самыми высокооплачиваемыми чиновниками в регионе.

Экономика ДФО Государственные интернет-услуги