Екатеринбургский предприниматель рассказал, почему малый бизнес не хочет выходить из тени

Государство принимает программы поддержки малого бизнеса, создает для него налоговые преференции. Однако многие предприниматели почему-то встречают их без особого энтузиазма - кто с иронией, а кто и с нескрываемым раздражением.

О том, почему бизнес не верит власти и как выживает в постоянно меняющихся условиях, корреспонденту "РГ" рассказал индивидуальный предприниматель из Екатеринбурга. Раскрыл без прикрас, как есть всю свою "ипэшную" кухню, поэтому называть его настоящее имя мы в газете не будем. Увы, порой бизнесмен и хотел бы выйти из тени, но тогда не сможет свести концы с концами. Да и многие вполне легальные предприниматели вынуждены использовать серые схемы, чтобы уменьшить налогообложение.

Мы встретились с Андреем П. на большой, плохо очищенной от снега автомобильной стоянке. Минивэн подмигнул фарами, из него вышел обычный с виду шофер: бежевая болоньевая куртка с искусственным мехом, джинсы. Выдает бизнесмена разве что мини-гарнитура от телефона да по-хозяйски брошенный на автомобили взгляд - помимо минивэна у него еще два небольших автобуса.

Извозом Андрей занимается более пятнадцати лет. Начинал в 1995-м - встречал на своем "Сеате" в аэропорту "звезд", прилетавших на гастроли в Екатеринбург. Сегодня, помимо встреч-проводов, устраивает еще и познавательные поездки по городу и области для туристов и паломников.

- Летом бывает много работы. А зимой мало. Постоянного водителя найти тяжело: люди сейчас стараются устроиться в госконтору, чтобы пенсию потом получать. Поэтому часто приходится самому садиться за руль, - рассказывает предприниматель.

Официально трудоустроить водителей Андрей не в состоянии. Предприниматель "на пальцах" объясняет мне свою арифметику: сейчас он платит водителям-фрилансерам около 20 тысяч рублей в месяц. Оформи он их на постоянную работу, примерно 15 тысяч придется отдавать государству. А за меньшие деньги никто работать не станет.

Полтора десятка лет назад все было проще: никаких налогов начинающий бизнесмен вообще не платил, клиенты рассчитывались исключительно наличными. Да и рынок был не развит, так что Андрей П. начинал на нем практически монополистом. Еще и успевал работать в милиции - дежурил "сутки через трое". Как сам признает, погоны сослужили хорошую службу: бандиты не трогали, инспекторы ГИБДД тоже лишний раз не останавливали, потому что свой. Милицейское начальство, конечно, без особого энтузиазма относилось к бизнесу подчиненного, но и не мешало. Бывало, кто-нибудь из коллег подходил: "Слушай, у меня машина своя есть, может, ты и мне какую работу подкинешь?"

В его голосе слышатся нотки ностальгии. Долго перечисляет известных людей, которых довелось возить. Тогда, в конце 90-х, вся страна загибалась от безденежья, а он ездил на джипе. Теперь былой уверенности Андрей уже не чувствует. И не видит для себя плюсов в том, что государство взяло курс на поддержку малого бизнеса.

- Снижаются налоги, которые на мой бизнес абсолютно не влияют. Зато цена бензина постоянно повышается. Дизтопливо в конце года стоило 18,8 рубля за литр, сейчас - 26, - сетует "ипэшник". - А цены на мои услуги стабильны уже года три. То есть получается, что я работаю все больше, а получаю все меньше.

Кредиты он брать зарекся. Последний взял в 2008 году - на 500 тысяч рублей, как физическое лицо. Говорит, если бы оформлял его как индивидуальный предприниматель, ушло бы слишком много времени на то, чтобы собрать все необходимые документы, да и вряд ли проценты были бы значительно ниже. Выплачивает все три года без просрочек - и еще 400 тысяч должен. Андрей соглашается: да, это цивилизованный способ - вести бизнес на заемные деньги. Но сегодняшние банковские предложения - это грабеж.

От страховых компаний - в случае ДТП - теперь тоже ничего не добьешься, продолжает "извозчик":

- Тебя просто мытарят. Требуют, чтобы приехал со вторым участником аварии, а это очень непросто. Потом насчитывают сумму, которая не соответствует размеру ущерба. Ты можешь ее взять, а можешь подать в суд. Тогда компания эту сумму, конечно, увеличит, но вряд ли выплатит. Чтобы свои деньги получить, снова придется судиться со страховщиками...

Впрочем, замечает предприниматель, все эти проблемы за пятнадцать лет работы он для себя решил: нашел компромиссные варианты, познакомился с нужными людьми. Даже ездит на автомобиле с тонированными стеклами - без опаски. "Но многие другие их решить не могут. Вот вы, если захотите заняться бизнесом - точно не сможете. И как тут быть, я не знаю", - заключает он.

Мнение

Владимир Брылин, генеральный директор Свердловского регионального агентства поддержки малого бизнеса:

- Такая ситуация вполне типична для рынка нерейсовых пассажирских перевозок в Свердловской области. Высокая конкуренция приводит к снижению цен. Предпринимателям приходится уходить в тень, чтобы получить хоть какую-то прибыль. Однако в других сферах бизнес может существовать вполне легально. Где-то лучше, где-то хуже. Поддержка малого и среднего бизнеса со стороны Свердловской области заметна, однако она избирательна. Наиболее привлекательны среди инструментов поддержки гранты - они выдаются в основном инновационному бизнесу на конкурсной основе: для новых фирм - до 500 тысяч рублей, для действующих - до 5 миллионов.