К 2011 году официально завершилась реформа электроэнергетики в России. В частности, закончился переход на оптовый рынок электроэнергии для всех промышленных потребителей, что означает полную отмену регулируемых тарифов и формирование их с помощью рыночных механизмов. Не прошло и месяца работы в новых условиях, как уральские промышленники забили тревогу: цена электроэнергии для них выросла практически в полтора раза, а прогнозов ее динамики нет.
По словам Владимира Семенова, советника президента Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей, дальнейший рост тарифов заставит промышленный сектор повысить стоимость своей продукции, а значит, поставит крест на ее конкурентоспособности. Для некоторых предприятий и даже отраслей это может означать ликвидацию.
- Чтобы выжить нашим предприятиям, средневзвешенный тариф на электроэнергию не должен превышать 82 копейки за мегаватт, - заявляет Иван Солобоев, президент алюминиевого холдинга. - Но в прошлом году тариф составил 1,5 рубля, в наступившем - уже 2,2. Рост на 46 процентов. И это при том, что доля энергоресурсов в себестоимости нашей продукции - от 47 до 52 процентов.
Одним из выходов может стать заключение долгосрочных договоров на поставку энергоресурсов. Промышленники согласны подписывать такие документы раз в два-три года, а не ежегодно, как теперь. В этом случае у них появляется возможность зафиксировать цену и прогнозировать себестоимость собственной продукции. Однако энергетики не готовы пойти на это. По словам Ивана Солобоева, ни одна компания - ни генерирующая, ни поставляющая - не согласилась заключить договор больше чем на год.
- Ни мощности, ни сети в регионе не обновлялись порядка двадцати лет. Без реконструкции обойтись уже невозможно, и эти расходы закладываются в тариф, - объясняет Алексей Соколов, замминистра энергетики и ЖКХ Свердловской области. - В этих условиях можно подсчитать, на сколько еще надо поднять цены. Простых решений не бывает, и на уровне одного нашего региона эту задачу мы не осилим. Областные власти могут лишь сделать прогноз, какие отрасли окажутся неконкурентоспособными в новых условиях, и принять решение об их постепенном перепрофилировании или ликвидации. Не сделав такого прогноза, мы будем друг друга обманывать.
Однако не все так пессимистичны. По словам Владимира Семенова, когда были опубликованы новые тарифы на электроэнергию и озвучены перспективы их дальнейшего роста, сразу несколько крупных промышленных предприятий решились на создание собственной генерации. "Доморощенные" мегаватты, даже выработанные на недешевом сегодня газе, оказываются значительно выгоднее оптовых.
С другой стороны, по мнению Алексея Обухова, заместителя председателя Региональной энергетической комиссии, предприятия, жалуясь на дороговизну ресурсов, недостаточно внимания уделяют их экономии: "Плата формируется из цены, умноженной на объем. С ценой поделать ничего нельзя, значит, надо работать с объемом: внедрять энергосберегающее оборудование, которое позволит сократить потребление".
Впрочем, подобные разговоры, к сожалению, пока не выходят за рамки теории. На практике темпы роста цен серьезно опережают темпы модернизации производств. Особенно остро эта проблема стоит для малых предприятий.