Финляндия не откажется от своей мультикультурности. С таким заявлением выступили видные финские политики, комментируя слова своих британских и немецких коллег о том, что мультикультурность в их странах себя не оправдала.
Сегодня даже радикальные исламские движения чувствуют себя в Суоми как сыр в масле. Напомним, что сторонники чеченских террористов нашли пристанище в Финляндии. Офис скандального сайта "Кавказский центр", выступающего за отделение Чечни от России, расположен в самом центре Хельсинки. Власти таких радикалов не трогают.
По последним подсчетам, в стране живет порядка 60 тысяч мусульман, при том наибольшая их концентрация отмечается в Хельсинки и его пригородах. Такая община, с учетом ее сплоченности, может представлять серьезную угрозу для безопасности в городе в случае, если в ней начнет зреть недовольство. Кроме того, финны опасаются, что на подмогу своим единоверцам в Хельсинки могут хлынуть чеченцы из России, которые и так часто просят убежища в Финляндии.
Неудивительно, что каждый теракт в России или беспорядки в европейских столицах с участием приверженцев ислама воспринимается финнами с чувством страха. Полиция и независимые аналитики сразу после таких трагедий спешат сообщить через СМИ, что в Финляндии повторения произошедших терактов или беспорядков быть не может. В доказательство приводятся несколько убедительных доводов о том, что никаких причин для бесчинств у финских мусульман нет.
Для спокойствия и благополучия последователей ислама в Суоми делается немало. В стране с 1987 года действует Мусульманское общество. Четыре года назад в Финляндии появилась целая Мусульманская партия, которая сейчас пытается пройти в парламент, чтобы уже на законодательном уровне заботиться о своих единоверцах.
В Хельсинки открыты девять мечетей. Для сравнения - православный храм в столице только один. Мусульмане, которые жаловались на то, что им не хватает мест для молитв, добились строительства новой мечети в восточном пригороде Хельсинки.
Впрочем, и сами последователи ислама делают немало для своей интеграции в финское общество. Они охотно изучают финский язык, вступают в браки с местными жителями и принимают активное участие в общественной жизни: участвуют в межрелигиозных конференциях, выпускают свои газеты. Тем не менее некоторые местные политики заявляют о необходимости перемен в миграционной политике.