"Уралу промышленному - Уралу Полярному" необходимы дополнительные источники финансирования

Полномочный представитель президента в УрФО Николай Винниченко отправился арктическую командировку, чтобы лично удостовериться, как соблюдаются соглашения о реализации комплексного проекта "Урал промышленный - Урал Полярный".

Роль гида в  первый день взял на себя губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин. Гостям продемонстрировали объекты внешнего электроснабжения трубопроводной системы "Пурпе - Самотлор", в частности, площадку нефтеперегонной станции "Пурпе" и электроподстанции 110/10 кВ "Пурпе". Несмотря на 40-градусный мороз, работа на них кипела.

"Объекты вводятся в строй синхронно. Серьезных нареканий мы не зафиксировали. Есть определенные сложности из-за погодных факторов, но это не является непреодолимым условием", - с удовлетворением констатировал Николай Винниченко. Губернатор Ямала подтвердил: "Работы идут по графику, а в некоторых случаях даже с опережением. Уверен, что запуск трубопровода "Пурпе - Самотлор" в конце 2011 года состоится".

На второй день делегация переместилась в Нягань и стала более многочисленной: к Николаю Винниченко и Дмитрию Кобылкину присоединились председатель Госдумы Борис Грызлов, вице-спикер Госдумы Валерий Язев, заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской, заместитель министра транспорта Виктор Олерский, губернаторы Тюменской, Курганской областей, ХМАО-Югры, президент РОСПП Александр Шохин, топ-менеджеры компаний-участников проекта: "РЖД", "Транснефть", "Газпром", "Курганстальмост".

Совещание было посвящено дальнейшей реализации мегапроекта  в условиях оптимизации расходов федерального бюджета.

Согласно скорректированным  планам, в первую очередь силы и средства будут выделяться на создание железнодорожного Северного широтного хода длиной 707 километров (Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево). Это позволит довести железную дорогу до порта Саабета на полуострове Ямал и обеспечить доставку углеводородных грузов до Северного морского пути. Ожидается, что уже в 2015 - 2025 годах в бюджеты всех уровней от эксплуатации этой магистрали поступит более 60 миллиардов рублей. "Проект будет способствовать подключению центральной части арктического региона к общей сети магистральных нефтепроводов. Округу это принесет и новые рабочие места, и налоговые преференции", - подчеркнул Дмитрий Кобылкин. Председатель Госдумы Борис Грызлов напомнил, что экономическое значение проекта не должно сводиться исключительно к добыче полезных ископаемых: "Мы обязаны стремиться к тому, чтобы они стали базой для производства продукции с более высокой добавленной стоимостью".

Пока главное  препятствие для Северного хода - сокращение государственных инвестиций. По мнению вице-спикера Госдумы Валерия Язева, необходимо как можно быстрее выходить на правительство РФ с предложением изыскать для "Урала промышленного - Урала Полярного" дополнительные источники финансирования.

Напомним, что это один из крупнейших российских проектов, реализуемый на принципах частно-государственного партнерства, который должен обеспечить модернизацию промышленности Уральского федерального округа за счет освоения природно-сырьевых ресурсов Приполярного и Полярного Урала и создания опорной транспортной и энергетической инфраструктуры. В его рамках запланировано строительство более чем 1200 километров железнодорожных магистралей и почти 800 километров автодорог, двух мостовых переходов через реки Обь и Надым, восьми объектов генерации мощностью порядка 6000 мегаватт на территориях Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, в частности, Ноябрьской ПГЭС, трех энергоблоков Няганской ГРЭС и газотурбинной электростанции в Салехарде.

Общий объем  привлекаемых инвестиций превысит 800 миллиардов рублей, приблизительно четвертая часть этой суммы придется на федеральный и региональные бюджеты. Мультипликативный эффект от промышленных заказов для обеспечения масштабной стройки может достичь 200 миллиардов. При этом будет создано 70 тысяч рабочих мест.

"Урал промышленный - Урал Полярный" в силу стратегической значимости включен в концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года, генеральную схему размещения энергетических объектов до 2020 года.