Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), объединяющая свыше 600 компаний из стран Евросоюза, выступила против решения Комитета Госдумы по труду и социальной политике запретить заемный труд (аутстаффинг и аутсорсинг персонала) в России. В настоящий момент законодательство РФ такого понятия не предусматривает. У нас пока должным образом не отрегулированы отношения заказчика персонала, кадрового агентства и работника. Хотя в целом такая практика трудоустройства широко распространена во всем мире. По просьбе "РБГ" ситуацию с заемным трудом в России прокомментировал генеральный директор АЕБ Франк Шауфф.
- Как часто и в каких случаях практика заемного труда используется аккредитованными в России иностранными компаниями?
- Заемный труд - это распространенная во всем мире практика трудоустройства, которая также используется и в России. К заемному труду относятся аутстаффинг - вывод персонала за штат, при котором функцию работодателя берет на себя агентство, и аутсорсинг - передача определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание. От использования различных схем заемного труда сегодня зависят не только сотни иностранных и российских предприятий по всей стране, но и десятки тысяч сотрудников этих предприятий. Курс правительства РФ на поддержку роста производственной сферы и привлечение иностранных инвестиций в эту область неправильно было бы перечеркнуть запретом на использование общепринятых международных практик, позволяющих компаниям грамотно планировать трудовые ресурсы в целях наибольшей эффективности производственных процессов, а сотрудникам - строить свою карьеру по индивидуальным, наиболее интересным и выгодным для них самих планам.
- Считаете ли вы, что ограничение или запрет аутстаффинга и аутсорсинга персонала может привести к росту безработицы в России?
- Запрет заемного труда приведет к тому, что десятки тысяч российских работников потеряют работу. Количество российских безработных может пополниться примерно на 100 тысяч человек. Кроме того, приостановится привлечение иностранных высококвалифицированных специалистов в Россию. Более того, запрет заемного труда может привести не только к росту безработицы, но и к уменьшению налоговых отчислений, росту коррупции, "серых" и "черных" схем оплаты труда и нелегального привлечения рабочей силы. Это не может не отразиться на поступлениях в бюджет и бизнес-климате в России.
- Можете ли дать приблизительную оценку потерь, которые понесут иностранные фирмы из-за запрета заемного труда?
- Если данный запрет будет иметь место, то многие иностранные высококвалифицированные специалисты, которые работают в России по договору о предоставлении персонала (секондмента, или прикомандирования), будут вынуждены покинуть страну по экономическим причинам, что идет вразрез с принятыми в июле прошлого года изменениями в миграционное законодательство, нацеленными на привлечение высокопрофессиональных иностранных кадров. Многие высококвалифицированные иностранные кадры работают в России по договору о предоставлении персонала, и при введении запрета на заемный труд они потеряют социальные льготы (к примеру, отчисления в пенсионные фонды) в стране постоянного проживания. Потери для крупных иностранных холдингов, осуществляющих бизнес в России и использующих заемный труд во всем мире, сложно поддаются оценке. Но главным образом эти потери будут заключаться в удорожании бизнес-процессов многих производственных компаний и компаний сырьевого сектора, так как привлечение высококвалифицированных специалистов, которые вносят вклад в модернизацию российской экономики, станет либо невозможным, либо существенно дороже.
- Как, на ваш взгляд, можно было бы наилучшим образом обеспечить необходимый уровень прав и гарантий для работников при использовании схемы заемного труда?
- По нашему мнению, вместо запрета использования заемного труда целесообразно было бы закрепить, в том числе и в Трудовом кодексе, понятие заемного труда, определить статус заемных работников с тем, чтобы минимизировать возможные негативные последствия отсутствия единообразного правового регулирования в этой области, а также обеспечить необходимый уровень прав и гарантий для работников. Также важно избежать ситуации, когда из Налогового кодекса РФ будут исключены нормы, предусматривающие использование механизма секондмента, что предполагается данным законопроектом. Более того, российские законодатели при урегулировании вопросов заемного труда могут опираться на международное законодательство, в том числе, например, на Конвенцию N 181 Международной организации труда (МОТ), к которой Россия пока не присоединилась.