В пятницу на "круглом столе" в Думе обсуждалась инициатива минфина - отменить ускоренную амортизацию для лизинга. Обсуждалась в отсутствие представителей самого ведомства. По словам Константина Бесчетнова, члена Комитета ГД по экономической политике и предпринимательству, организаторы сделали все, чтобы представители министерства пришли в Думу и озвучили свою позицию по этому вопросу. "К сожалению, все наши усилия не увенчались успехом, более того даже по телефону мы не смогли получить внятного ответа от минфина: есть ли у них определенная позиция по этому вопросу, хотят ли они отменять ускоренную амортизацию или нет", - сообщил депутат.
Точки над "i" расставила Лариса Усович, глава компании, консультирующей министерство экономического развития по вопросам лизинга. По ее словам, в минфине сейчас действительно нет определенной позиции, и, скорее всего, решать судьбу ускоренной амортизации будет мин- экономразвития, а не минфин. Ускоренную амортизацию, скорее всего, не отменят. Существуют две идеи: снизить предельный коэффициент до двух или оставить ускоренную амортизацию как есть, но только для определенных групп "с учетом задач модернизации экономики и обновления фондов производственного сектора".
По мнению собравшихся, неприемлемо ни одно из предложений. "Власти пытаются реализовать задачу модернизации, но на старом оборудовании это невозможно. Одним из направлений модернизации основных фондов является лизинг, - считает депутат Госдумы Анатолий Аксаков. - Отмена ускоренной амортизации не только удар по модернизации экономики, но и сужение налоговой базы. По оценкам количество лизинговых сделок уменьшится примерно на треть. Соответственно налоговая база сузится и дополнительных налогов, на что рассчитывает минфин, может и не быть. Это решение требует профессионального подсчет и подхода. Надо четко просчитать все плюсы и минусы. На мой взгляд, минусов окажется больше".
Лизинговое сообщество основательно подготовилось и пришло в Думу с цифрами и полными выкладками, подтверждающими, что отмена ускоренной амортизации приведет не к наполнению бюджета, а к потерям. По расчетам падение нового бизнеса лизинговых компаний составит в среднем 30% в год, что соответствует 200 млрд рублей по сумме лизинговых платежей с НДС или 135 млрд руб. по стоимости предметов лизинга. Это приведет к суммарному снижению объемов налоговых отчислений в бюджет в среднем на 28 млрд руб. в год. В частности, по НДС потери бюджета составят 25 млрд в год, по налогу на имущество - 2,5 млрд руб. в год, по налогу на прибыль с банков и лизинговых компаний - 0,5 млрд руб., по транспортному налогу - на 30% в год.
Будут и дополнительные потери, в частности, могут быть свернуты программы для малого бизнеса. Лизинг для них зачастую является единственным способом привлечь финансирование для приобретения или обновления основных средств. По словам Ольги Макаевой, управляющего директора департамента финансирования малого и среднего предпринимательства Российского банка развития, в случае отмены ускоренной амортизации банк, скорее всего, будет вынужден прекратить финансирование лизинговых компаний, поскольку это становится слишком рисковым бизнесом. "Если наша программа закроется в части финансирования лизинговых компаний - этот кусок (лизинг для малого бизнеса) просто уйдет с рынка", - предупреждает она.
Не выдержав мгновенно возрастающей налоговой нагрузки, могут закрыться многие лизинговые компании, даже такие как "Лизинговая компания "КАМАЗ". "Компания реализует по договорам лизинга 10% всей продукции, тем самым мы обеспечиваем загрузку автогиганта на полтора месяца. За последние три года мы перечислили налогов в бюджеты различных уровней на сумму около 1,2 млрд руб. При отмене ускоренной амортизации нагрузка по налогу на прибыль увеличится втрое. Возникнет дисбаланс между доходами и расходами. Ситуацию можно будет исправить только постоянным наращиванием лизингового портфеля, примерно на 30-35%. Строить классическую финансовую пирамиду мы не хотим, поэтому в случае отмены ускоренной амортизации мы прекратим заключать лизинговые сделки, в плановом порядке погасим обязательства перед кредиторами, доведем до конца договора лизинга, отдадим имущество в собственность лизингополучателям и уйдем с рынка. Основная причина - мы не можем подвергать таким серьезным репутационным рискам нашего собственника ООО "КАМАЗ", - заявляет Андрей Гладков, замгендиректора по экономике и финансам "Лизинговой компании "КАМАЗ".
Будете ли вы использовать лизинг в случае отмены ускоренной амортизации?, %