Крупнейшего производителя цемента в Новосибирской области ОАО "Искитимцемент" накрыла волна судебных конфликтов. За последний месяц ему адресовано уже четыре арбитражных иска. По трем из них контрагенты "Искитимцемента" намерены взыскать серьезные недоимки, по одному - требуют банкротства предприятия.
Ситуация осложняется еще и тем, что основной кредитор завода Сбербанк намерен получить 51 процент акций завода, принадлежащих структурам бизнесмена Эдуарда Тарана, владельца группы компаний РАТМ. Интересно, что в декабре прошлого года был подан иск о банкротстве еще одного новосибирского предприятия Тарана - завода стеклотары "Экран", который тоже находится в сложной финансовой ситуации из-за кредиторской задолженности.
Возможно, сигнал к старту судебного ралли кредиторов "Искитимцемента" прозвучал 17 января. Тогда было принято решение арбитражного суда Новосибирской области по иску городской администрации Искитима о взыскании с предприятия более 3,7 млн рублей задолженности за аренду земельного участка.
На следующий день межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области выдала постановление об истребовании у "Искитимцемента" фискальной задолженности в размере почти 55 млн рублей. Сейчас документ находится в исполнительном производстве.
31 января новосибирский областной арбитраж удовлетворил иск ООО "Газпром межрегионгаз Новосибирск" о взыскании с комбината более чем 70-миллионной задолженности за поставленное топливо.
А уже 4 февраля был зарегистрирован иск фирмы "Новый алгоритм", потребовавшей банкротства "Искитимцемента" за долги по аренде московского офиса компании. По подсчетам истца, новосибирский комбинат должен ему 773 тыс. долларов (это около 22,5 млн рублей).
Напомним, что ранее, в конце декабря 2010 года, о своих претензиях к "Искитимцементу" заявил Сбербанк. Ему комбинат должен более 2,5 млрд рублей (всего же кредитные обязательства предприятия составляют 4,3 млрд руб.). Сбербанк обратился с ходатайством в Федеральную антимонопольную службу, намереваясь в счет реструктуризации задолженности получить контрольный пакет акций завода, которыми владеет Эдуард Таран. А в середине января гендиректор "РАТМ- Цемент Холдинга" Виктор Беляев сообщил РБК daily, что сделка со Сбербанком будет реализована в рамках реструктуризации задолженности "Искитимцемента". Однако уже 20 января на рабочем совещании менеджеров и владельцев "Искитимцемента" Эдуард Таран заявил, что передачи акций Сбербанку можно будет избежать, так как "Искитимцементу" удается "сохранять стабильность".
Впрочем, Сбербанк останется в проигрыше и в том случае, если получит контроль на "Искитимцементе". Контролировать, по большому счету, уже нечего. Проверка Счетной палаты, проведенная на предприятии в конце 2009 г., показала, что общий размер кредитов завода примерно в три раза больше его балансовой стоимости.
Характерно, что на момент визита аудиторов четверть комбината принадлежало государству через Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Однако последнему не удавалось полноценно участвовать в руководстве "Искитимцементом". Все свои проблемы с РАТМом Росимущество решало в судах: в апреле позапрошлого года добилось отмены допэмиссии "Искитимцемента" в пользу РАТМа, осенью - покупки "Искитимцементом" одноименного ЗАО, весной прошлого года потребовало признать недействительным выделение из состава комбината Чернореченского карьера. Возможно, многие активы комбината давно выведены в компании, принадлежащие Эдуарду Тарану. По сообщениям СМИ, даже здание собственного заводоуправления "Искитимцемент" арендует у "РАТМ девелопмент". Таким образом, вернуть свои деньги Сбербанк может, лишь забрав акции Тарана и по старавшись перепродать их как можно скорее.
Тем более что "Искитимцемент" движется по колее, проложенной другими активами РАТМа.
Проект "Русская стекольная компания", в рамках которого Эдуард Таран планировал по строить в Санкт-Петербурге завод архитектурного и автомобильного стекла, закончился тем, что город взыскал с РСК просроченную арендную плату за участок, на котором так ничего и не было возведено.
Ангарский цементно-горный комбинат, по свидетельству бывшего гендиректора Николая Фоменко, озвученному в СМИ, на начало октября 2010 г. имел кредиторскую задолженность "порядка 296 млн рублей" и уже проявлял признаки "банкротства предприятия".
Новосибирский завод стеклотары "Экран", обремененный более чем 3-миллиардными долгами, не смог добиться от банка "Петрокоммерц" 1,77 млрд рублей на перекредитование и в итоге получил иск о банкротстве от небольшой фирмы из Перми, своего бывшего поставщика. Обстоятельства его появления напоминают нынешние требования "Нового алгоритма" к "Искитимцементу": не самая большая сумма предъявляется к взысканию тогда, когда предприятие сталкивается с большими сложностями.
Совпадения вызывают вопросы. По своим экономическим показателям оба предприятия являются прибыльными, и, если бы не груз кредитных обязательств, то их будущее было бы вполне без облачным. В случае "Искитимцемента" обращают на себя внимание и другие обстоятельства. Во-первых, финансовые претензии "Нового алгоритма" и межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Новосибирской области к предприятию предъявлены в период межсезонья, когда в цементном производстве традиционно происходит спад. Летом суммы в 55 млн рублей и 773 тыс. долларов составляли бы небольшую часть в обороте комбината. И если бы кредиторов интересовал исключительно возврат денег, разумнее было бы воздействовать на должника в период его платежеспособности.
Во-вторых, по сообщениям информагентств, на арендуемых у "Нового алгоритма" столичных площадях располагалось не представительство "Искитимцемента", а офис ООО "РАТМ- Цемент холдинг", структуры, управляющей, как следует из названия, цементными активами Эдуарда Тарана.
Можно предположить, что банкротство "Искитимцемента" (как и завода "Экран") выгодно в первую очередь именно г-ну Тарану. Если иск "Нового алгоритма" будет удовлетворен, "Искитимцемент" может затянуть выплаты налоговикам, мэрии, да и собственно Сбербанку. Имущество "Искитимцемента", которое можно пустить с молотка, не покроет долги предприятия, а акции банкрота ничего не стоят. Последнее обстоятельство наносит ущерб и второму крупному собственнику завода и покупателю акций Тарана, будь это Сбербанк либо кто-то еще.
"Сегодня "Искитимцемент" слишком закредитован. Любой инвестор в этих условиях понимает, что дивидендов ему не дождаться и участвовать в управлении предприятием с блокпакетом он не сможет. Кроме того, в 2006 году из состава ОАО в отдельное предприятие был выведен "Чернореченский карьер" - сырьевая база "Искитимцемента". И к этому предприятию ни государство сегодня, ни потенциальный покупатель блокпакета завтра отношения иметь не будут", - заявил на условиях анонимности один из бывших топ-менеджеров РАТМа изданию "Континент Сибирь".
В декабре Росимущество, владевшее 25,5 процента бумаг "Искитимцемента", продало их ООО "Максстрой" - уполномоченному агенту концерна "Росэнергомаш" Владимира Палихаты. Покупатели назвали сделку "выгодной финансовой инвестицией" и высказали уверенность в том, что она "сможет помочь в решении накопившихся проблем" цемзавода.
Однако первая стадия процедуры банкротства - это введение внешнего управления, а значит, отстранение от рычагов прежнего менеджмента предприятия. Таким образом, "Росэнергомаш" не сможет ни помочь "Искитимцементу", ни влиять на ситуацию.
В то же время Владимир Палихата исповедует агрессивный стиль ведения бизнеса. Известно, что его концерн, заинтересовавшись украинскими предприятиями в 2007 году, уже к июлю 2009-го контролировал в соседней республике половину объема рынка энергомашиностроения. Как с таким жестким деловым партнером в сложившейся ситуации будет договариваться владелец РАТМа - остается только догадываться.