Из всех беглых президентов и премьеров, которые нашли убежище во Франции, а за прошлый век таких было немало, пожалуй, самым знаменитым был сын бывшего диктатора Гаити Жан-Клод Дювалье или, как его чаще называют, Бэби Док.
В 1971 году девятнадцати лет от роду он унаследовал верховную власть над одной из беднейших стран мира от своего отца по кличке Папа Док. Правил Гаити он, опираясь на тайную полицию из громил "тонтон-макутов", целых 15 лет. За это время "малыш" похитил из государственной казны, по разным данным, от 300 до 800 миллионов долларов - в основном из фондов, которые предоставлялись в виде помощи международными организациями и западными странами.
В 1986 году доведенное до предела и обнищавшее до крайности население островного государства восстало, а прежние зарубежные "спонсоры" Бэби Дока, в первую очередь США, отвернулись от тирана, но не забыли предоставить ему реактивный самолет. Но не ПМЖ. После долгих переговоров Франция согласилась принять Дювалье: как-никак, а в прежние времена Гаити была французской колонией. Правда, предполагалось, что на родине прав человека Бэби Док задержится на неделю, а затем переберется на "постоянку" в какую-либо иную страну. Но куда бы ни обращались дипломаты с парижской набережной Орсе, везде получали отрицательный ответ. Так, бывший диктатор задержался во Франции на целых 25 лет. Без документов, если не считать его аннулированный гаитянский паспорт, но с многомиллионными суммами на счетах как в Штатах, так и в Швейцарии.
Несколько лет он и его свита из 22 человек жили как арабские шейхи. То в роскошном отеле "Аббэ ду Таллуар" на берегу озера Аннеси неподалеку от границы с Швейцарией, то на просторных виллах Лазурного берега. Ездил только на "Феррари" и прочих "Бентли", гулял в лучших ресторанах, прожигая ворованные у нищих гаитянцев деньги. Курьеры то и дело навещали банки Женевы и Цюриха, откуда возвращались с полными наличности чемоданами. Но вот в чем штука: все чаще этот хрустящий груз стал попадать в руки жены - Мишель, которая через три года после бегства с острова развелась с Бэби Доком, предварительно забрав большую часть состояния себе.
Таким образом, кончились веселые денечки экс-диктатора. Он оказался практически на мели. Владелец виллы, в которой Дювалье жил под Каннами, подал на него в суд: тот многие месяцы не платил за аренду. Шофер Бэби Дока, узнав, что остался без зарплаты, врезал хозяину кулаком в физиономию. В конце концов, Дювалье вместе с престарелой матерью и сожительницей в середине 90-х перебрался в скромную трехкомнатную квартиру на малопрестижном востоке Парижа рядом с "проблемным" пригородом Баньоле. Дело дошло до того, что у него несколько раз отключали телефон за неуплату.
Имя 59-летнего Бэби Дока сегодня вновь замелькало в прессе после долгого перерыва в связи с его неожиданным возвращением на Гаити. По словам экс-диктатора, он решил "помочь своему народу". По прилету его арестовали, но вскоре выпустили, взяв подписку о невыезде. С чего это вдруг Дювалье решил вернуться домой?
Думается, что причина здесь отнюдь не патриотическая, а вполне меркантильная. Дело в том, что в Швейцарии были заблокированы счета одного фонда, который имел отношение к Бэби Доку. На них лежала немаленькая сумма - семь миллионов долларов. Экс-президент Гаити долгие годы пытался дотянуться до этих денег. Но не получалось. Но вот в конце прошлого года ему дали понять, что вопрос может быть решен в его пользу, если он представит доказательства того, что на его родине к нему серьезных претензий нет. Собственно именно за этим Бэби Док и отправился за океан. Как рассказывают гаитянские эмигранты в Париже, нынешние власти Гаити намекнули экс-диктатору, что его оставят в покое при одном условии: надо поделиться швейцарскими авуарами. Так что при удачном для Бэби Дока раскладе он получит часть от семи миллионов и сможет спокойно продолжить жить в своей парижской "трешке".
В отличие от Бэби Дока бывший президент Республики Конго Паскаль Лиссуба не испытывает неудобств по части жилья. В его распоряжении представительный особняк на престижной парижской улице Прони в двух шагах от парка Монсо в 17-м столичном округе. Особняк был куплен на средства, которые накопились на счетах Лиссубы, когда с 1992 по 1997 год тот исполнял обязанности главы африканского государства, богатого нефтяными залежами. Кстати, деньги Лиссубы, поведал "РГ" Бенжамен Мутсила из Федерации конголезской диаспоры во Франции, как раз те самые, нефтяные. Правда, вот информацией о том, какими суммами одаривали экс-президента зарубежные компании, а среди них были и американские и французские, Бенжамен не располагает.
Надо сказать, что случай Паскаля Лиссубы интереснейший со многих точек зрения. Это не Крошка Док с его средним образованием. Лиссуба - человек высокообразованный. Учился в высшей аграрной школе в Тунисе, в Парижском университете. Был в свое время блестящим министром сельского хозяйства, премьер-министром Республики Конго. Имеет труды по генетике. С 1979 по 1990 год уже жил во Франции, где преподавал в университете, даже успел поработать в ЮНЕСКО.
Во второй раз уже в качестве бывшего президента своей страны Паскаль Лиссуба перебрался в Европу, после того как в 1997 году был свергнут нынешним руководителем Республики Конго Дени Сассу-Нгессо, которого тогда поддержали подразделения ангольской армии. До 2004 года находился в Лондоне, а затем перебрался в Париж, что для него сделать было легко. Потому что вплоть до 1960 года все жители Республики Конго имели право на двойное гражданство - местное и французское. Почему так? Да потому, что Браззавиль, главный город страны, которая тогда была французской колонией, во время Второй мировой войны являлся столицей France Libre - Свободной Франции, той, которая не подчинилась режиму Виши. В память о тех годах и в благодарность конголезцам они и получили такую привилегию. Она закончилась после деколонизации.
Как сказал Бенжамен Мутсила, экс-президент Лиссуба, а ему сейчас уже 80 лет, ведет размеренный, тихий образ жизни. Рядом с ним жена и время от времени кто-то из взрослых детей - их у него семеро.
Финансово вполне обеспечен. И дело не только в накоплениях с прежних времен. Он получает несколько пенсией. Во-первых, как профессор французских университетов. Во-вторых, в качестве бывшего чиновника ЮНЕСКО. И в-третьих, год назад ему вышла амнистия от бывшего заклятого врага и ныне президента Республики Конго Дени Сассу-Нгессо, а вместе с ней еще одна пенсия как экс-главе этого африканского государства. О размерах последней ничего неизвестно, а вот две первые, по словам Бенжамена, тянут на десяток тысяч евро ежемесячно.