VIII Красноярский экономический форум "Стратегия модернизации и новое качество управления" завершил работу. Круг вопросов, обсуждавшихся на его заседаниях и дискуссиях, был очень широким - на форуме решали важнейшие задачи экономического развития России.
Главным действующим лицом КЭФа в 2011 году стал заместитель председателя правительства РФ - министр финансов Алексей Кудрин. По его мнению, глобальный экономический кризис не завершен - чрезвычайными мерами была сбита лишь пиковая волна кризиса, а его макроэкономические причины отнюдь не искоренены. Впрочем, представители бизнеса хотели услышать от министра не только умозаключения о событиях планетарного масштаба. Но, например, про снижение налоговой нагрузки или даже про желание снизить налоги на бизнес не было высказано даже намека. Впрочем, Алексеем Кудриным было заявлено: "Бизнес не ждет от государства средств и дотаций. Он ждет четкого исполнения государством своих функций, ждет определенности". Кроме этого, министр финансов еще раз высказал желание поднять пенсионный возраст и отметил: "Мы повышаем страховые взносы с бизнеса, поскольку иначе трудно обеспечить выплату пенсий и пособий".
Но большая часть дискуссий на форуме носила подчеркнуто прикладной характер. В частности, модератор секции "Новая роль - новая ответственность институтов развития в посткризисный период", первый заместитель председателя Внешэкономбанка Анатолий Тихонов заявил о том, что, по общему мнению участников "круглого стола", существует острая необходимость присутствия государства в различного рода бизнес-проектах.
А по мнению Ермолая Солженицына, модератора дискуссии "Внешние рынки Сибири: взгляд на Восток" и управляющего партнера московского офиса McKinsey & Company, все участники обсуждения сошлись во мнении, что сибирякам следует быть более активными при выработке стратегии по отношению к странам Азиатско-Тихоокеанского региона. "Увеличение инвестиционных потоков, культурное сотрудничество, контакты в сфере высшего образования, единый план развития инфраструктуры (порты, дороги) - именно так, к взаимной выгоде, Азия через Сибирь сможет прийти и в Россию", - считает Ермолай Солженицын.
Самой интересной, на мой взгляд, частью VIII Красноярского экономического форума стало пленарное заседание "Настройка системы управления: Чем будет прирастать Россия в XXI веке", в котором участвовал полпред президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин - "отец-основатель" КЭФа как такового. В обсуждении приняли участие представители федеральной и краевой власти, эксперты, представители крупного бизнеса. Модератором заседания выступил заместитель генерального директора по стратегическому развитию ГК "Росатом" Петр Щедровицкий.
Уже из названия было ясно - заседание посвящено Сибири. Первым на нем выступил генеральный директор компании "СУЭК" Владимир Рашевский. Он признал, что экономика всего сибирского макрорегиона в целом восстановилась после кризиса и сегодня входит в новый этап развития. Базовые отрасли чувствуют себя уверенно и имеют возможность развиваться. Однако есть сдерживающие факторы - к ним Владимир Рашевский отнес устаревшую инфраструктуру, слабую активность сибирских регионов в конкуренции за инвестиции и потерю кадрового ресурса. Кроме того, несовершенство системы образования привело к серьезной нехватке специалистов самых востребованных профессий - прежде всего квалифицированных рабочих и инженеров .
Похожее мнение выразил генеральный директор компании "РУСАЛ" Олег Дерипаска. Он считает, что России нужна долгосрочная стратегия создания условий для развития бизнеса - то есть нужны бизнес-инфраструктура, современный транспорт и средства коммуникаций. Следом Олег Дерипаска предложил определить роль иностранных инвесторов - по его словам, для экономики России крайне важны рынки Азии, прежде всего как источники инвестиций и сбыта продукции. В соответствии с этим приоритетом необходимо развитие инфраструктуры и формирование правовой базы. "Необходимо понять и определить роль иностранных инвесторов. У нас на сегодняшний день нет ясности, что и кому мы разрешаем", - отметил Олег Дерипаска.
Неоднократно участники форума подчеркивали - на дискуссионных площадках КЭФа сложилась особая атмосфера, так называемый "красноярский формат". По мнению управляющего партнера компании Altera Capital Кирилла Андросова, именно этот особый формат проведения форума позволяет власти и бизнесу на равных обмениваться мнениями. "Более того, по итогам КЭФ формируются тезисы и предложения, которые затем направляются не только чиновникам, приехавшим в Красноярск, но и другим ведомствам, которые так или иначе были затронуты в ходе дискуссии", - заметил Кирилл Андросов.
Его поддерживает заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов: "Я не первый раз на Красноярском форуме. У него сложился более свободный, неформальный имидж по сравнению с другими форумами. Здесь более откровенный диалог с властью. Очень многие рассматривают его как площадку, как возможность свободной дискуссии по актуальным проблемам".
Впрочем, общий формат и тематика КЭФа не делают один форум похожим на другой. Как и два прошлых, VIII КЭФ был посвящен выходу из кризиса. Но в 2011 году на дискуссионных площадках было гораздо спокойнее - обсуждения и споры приняли несколько академический характер, кроме того, значительная доля времени участников была занята не диспутами на пленарных заседаниях и "круглых столах", а осмотрам выставок и экспозиций.
Прошлогодний форум, называвшийся "Вызовы и ценности модернизации", действовал прежде всего в режиме открытых дискуссионных площадок с элементами ток-шоу и интерактивным голосованием. Еще он запомнился тем, что поставленные на КЭФ 2010 года вопросы зачастую носили не конкретно-прикладной, а философский характер. Сложилось впечатление, что на КЭФе-VII не искали выхода из сиюминутной ситуации, а нащупывали магистральный путь на долгие годы. Не случайно наиболее заметным участником обсуждения в самом начале форума стал философ и писатель Максим Кантор.
Но наиболее бурным был VI Красноярский экономический форум, пришедшийся на самый пик экономического кризиса, - напомню, что наибольший спад экономика России переживала именно зимой и весной 2009 года. Тогда в февральской атмосфере VI КЭФа чувствовалось колоссальное психологическое напряжение. С самой первой дискуссии на пленарном заседании КЭФа, называвшейся "Красноярский сценарий - банк антикризисных идей", работа шла в режиме мозгового штурма. Это рождало некий драйв, и никакие даже весьма безумные идеи и предложения, высказываемые в ходе свободных выступлений модераторами, как говорится, не отметались с порога. Честно признаться, просто присутствовать, слышать выступления и видеть растерянность и страх неизвестности в глазах столичных миллиардеров было интересно и жутковато. Что запомнилось - многие бизнесмены не скрывали, что острая фаза кризиса для них - это лишь преддверие роста и шанс избавиться от конкурентов.
А нам остается осмысливать увиденное и услышанное за три дня работы VIII Красноярского экономического форума. Но в любом случае, у нас есть ровно год - в феврале следующего мы вновь станем свидетелями громких заявлений и оживленных дискуссий в "красноярском формате".