Пассажиры, пострадавшие от предновогоднего авиаколлапса, объединились и обратились в суд с требованием взыскать с "Аэрофлота" 10 миллионов рублей.
Поданы первые 50 исков с требованием компенсировать убытки, причиненные многочасовым сидением в столичных аэропортах накануне Нового года, сообщил вчера на пресс-конференции адвокат пострадавших Сергей Жорин. В ближайшие дни в суд готовы обратиться еще порядка 460 пассажиров злополучных рейсов. Причем каждый пострадавший требует от авиакомпании не менее 200 тысяч рублей в качестве возмещения морального вреда, а также компенсации расходов на питание и проживание.
Напомним, в конце декабря на столичный регион обрушился ледяной дождь. Тогда многие авиакомпании были вынуждены отменить свои рейсы. В результате тысячи пассажиров провели в аэропорту несколько суток без информации, горячего питания и возможности выйти из терминала. Прокуратура начала проверку исполнения законодательства об авиаперевозках и обслуживании пассажиров авиакомпаниями и аэропортами Домодедово и Шереметьево. Тогда же отдельные перевозчики согласились компенсировать часть потерь в досудебном порядке. Так, компания "Трансаэро" добровольно возместила причиненный ущерб, заплатив порядка 10 миллионов рублей по документально подтвержденным убыткам, включая оплату гостиницы, питание. Авиакомпания "Аэрофлот" согласилась выплачивать денежное возмещение в рамках действующего законодательства - по 25 рублей за каждый час задержки. При этом руководство авиакомпании объявило, что пассажиры ряда отложенных рейсов, которые попали в список, опубликованный на сайте компании, могут получить бесплатные билеты-ваучеры в один конец на любой рейс авиакомпании в течение года. Отдельных граждан такой вариант не устроил, и они захотели получить живые деньги.
Вчера представитель пострадавших пассажиров продемонстрировал ваучер номиналом 95 евро, уточнив, что билет, взамен которого он был выдан, стоил 350 евро. "Можно понять, что даже в одну сторону не улетишь", - заметил Сергей Жорин. В обмен на ваучер, по словам адвоката, с пассажиров берут расписку, что они не имеют претензий к перевозчику. Таким образом, пассажиры фактически лишаются возможности требовать еще что-нибудь у авиакомпании.
Получат ли свои деньги пострадавшие пассажиры через суды (иски поданы в разных городах России), также пока не ясно. В первые дни после авиаколлапса глава общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Михаил Аншаков настаивал, что, как правило, если моральная компенсация будет признана судом, максимум, что будет полагаться, - 3-5 тысяч рублей. Сейчас, правда, Аншаков не столь категоричен и допускает, что общим усилиями сумма компенсаций может вырасти. По экспертным оценкам, рассмотрение дел займет минимум два-три месяца.