Новости

22.02.2011 00:03
Рубрика: Культура

Свобода не дается даром

Вышла посмертная книга Александра Агеева

В книге "Конспект о кризисе" - избранные статьи и рецензии одного из самых ярких литературных критиков и публицистов 1990-х и 2000-х годов Александра Агеева (1956-2008).

Сборник включает пять разделов: первый - преимущественно статьи 1990-х годов, отобранные для книги самим автором при жизни; второй - собственно статья "Конспект о кризисе" и полемические отзывы на нее с комментариями Агеева; третий - избранные рецензии разных лет; четвертый - избранные публицистические статьи 1990-х годов. Завершает книгу интервью Александра Агеева "Русскому журналу". Предваряет сборник предисловие Андрея Немзера.

Вечер в Овальном зале Библиотеки иностранной литературы получился по-настоящему философским. На нем затрагивались вопросы, которые можно обсуждать до бесконечности и которые сегодня предпочитают не обсуждать. Зачем мы появились на свет Божий, какова наша судьба и предназначение, верно ли выбираем себе дорогу в жизни? Наверное, самой важной была тема свободы. По-настоящему ценное и главное качество литературного критика - это свобода высказывания. Но может ли человек быть полностью свободен, независим от кого-либо? Или этот человек свободен только в том случае, если никому не нужен? Получается, что Александр Агеев не боялся быть вольным, честным и жестким, но именно поэтому и стал интересен читателям. Поэтому о нем до сих пор говорят, поэтому издали его посмертную книгу.

Сам Александр Агеев писал: "Либо ты мрачный йог, заведомо от всего свободный, либо ты нормальный человек, вынужденный путем разнообразных компромиссов удерживать некий хрупкий баланс между желаемым и наличным. Свободе надо учиться".

Он раздражал многих критиков и литераторов, потому что отлично овладел искусством свободомыслия.

"Да и, перебирая всех работавших последние двадцать лет членов нашего цеха, вровень с Сашей мало кого поставишь, - пишет о нем Андрей Немзер. - Он был критиком Божьей милостью, и стало это ясно уже с первых московских публикаций преподавателя Ивановского филфака (конец 1980-х). Это было ясно в годы его работы в "Знамени", где Агеев сперва заведовал отделом публицистики, а потом выстраивал рецензионный отдел "Наблюдатель" - как ясно было, сколь во многом Агеев определяет неповторимое лицо журнала. Это было ясно и после взрыва рубежа веков, когда тексты Агеева появлялись то там, то сям (и в том же оставшимся для Саши родным "Знамени", где он вел рубрику "Предъявите контекст"). Это понимали не только единомышленники Агеева, но, кажется, и его литературные противники".

В конце вечера было сказано, что литературной критики в прежнем понимании этого слова сейчас уже нет. Существует только литературная журналистика, которая как бы заменила классическую критику. Но это не совсем верно, потому что критика довольно часто переплетается с публицистикой и журналистикой. Другое дело, что у Агеева и критика, и публицистика были чистые, "классические".

При жизни Александр Агеев издал всего лишь две книги. Одна - поэтический сборник "Первое слово", изданный в Ярославле в 1979 году. Вторая - "Газета, глянец, Интернет. Литератор в трех средах" (М.: НЛО, 2001). Сегодня ее уже изучают на факультетах журналистики. И вот, наконец, вышло более или менее полное издание его газетных и журнальных статей. Это своеобразная дань любви и уважения критического цеха к своему коллеге. Это очень важное и неординарное событие...

Культура Литература