22.02.2011 00:26
    Поделиться

    В московской школе в Крылатском создано сразу семь музеев

    Зачем школе семь музеев?

    На окраине Москвы в Крылатском среди многоэтажек спряталась на первый взгляд обычная столичная школа N 1371 с углубленным изучением английского языка.

    Если бы не два "но". Все мы привыкли, что почти в каждой школе есть либо небольшой краеведческий, либо мемориальный музей. В школе N 1371 их, музеев, семь: московского образования, народных промыслов России, развития культуры Москвы, боевой славы жителей Крылатского, "Земля - наш общий дом", "Москва и москвичи", "Россия - Родина моя".

    Второе "но" - ежегодные военно-патриотические игры для учеников всех уровней. Когда мы приехали в гости, в школе как раз проходила "Зарничка" - для учеников начальной школы.

    В спортзале расставлены вроде бы обычные спортивные снаряды - "бревно", маты, кольца. Ребята выстроились на линейке. Но вместо спортивной формы на них - красивые морские воротнички и бескозырки. Маршируют, отдают честь, кто-то из малышей путает руку. Это отряд "Юнги". А спортивные снаряды для них - препятствия, которые надо преодолеть.

    - Школа - это маленькое государство в государстве, - говорит директор школы N 1371 Инна Грицай. - Здесь должно быть все. И знамя, и интеллект, и физическое здоровье. Чем крепче дух, тем сильнее человек. Духовно-нравственное воспитание в любом учреждении, где растят будущих граждан России, необходимо. Причем не только гражданско-патриотическое. Здесь и умение читать стихи Пушкина, и знание сказки бабушек, и туристические походы.

    Когда 25 лет назад школа только создавалась, Инна Львовна собрала мальчишек-старшеклассников и отправилась с ними в поход на знаменитые Пермиловские высоты, в город Яхрому.

    - Там на взгорочке была детская областная туристическая станция, - вспоминает директор. - Посмотрели город, канал, за который сражалась наша армия в 1941 году. Потом сели около костра и решали, как нам жить. Ребята сказали: почаще ходить в походы, побольше ездить по России. Что и делаем по сей день.

    Чем больше самостоятельности у ребят - тем лучше, считает Инна Львовна. Учителя солидарны. И в школе появилась своя детская республика с министерствами. Есть ведомство труда и экологии, образования, общественного порядка, культуры, даже министерство милосердия. Последнее оправдывает себя полностью - школа принимает участие в программе "Город равных". Старшеклассники-волонтеры выезжают в детские сады и специальные центры для слабослышащих ребят, работают с ними, показывают придуманную самостоятельно программу "Волшебный песок".

    А в спортзале тем временем "юнги" преодолевают условное болото, прыгая через островки - разложенные по полу хулахупы, еще прыжок, кувырок на мате.. Дистанция пройдена! Между прочим, каждую такую игру судит кто-то из ветеранов Великой Отечественной. После игры с малышами идем в музей Боевой славы с ребятами из шестого класса. Увы, в большинстве школ сегодня подобные музеи стоят в запустении, а если кто и приходит туда, то только уборщица, чтобы протереть пыль. Здесь не так. Музей - это практически полноценный небольшой зал с несколькими рядами кресел. По стенам - фотографии ветеранов района и героев ВОВ. Вот стенд "Мой дед - герой", такой проект рано или поздно готовит каждый ученик. Шестиклассники рассказывают, почему им интересны и музей, и военно-патриотические игры:

    - Это конкурсы, тестирующие человеческую выносливость, стойкость, креативность, ум, - серьезно говорят ребята. - Интересно оружие собирать на время. Если норма 45 секунд, но каждый из нас секунд за 50 соберет точно.

    На мой вопрос - а зачем вообще детям собирать автоматы и стрелять - директор отвечает: "А если вдруг? И мальчишки и девчонки должны уметь защитить себя и свою семью. Быть сильными и смелыми. Патриотами не рождаются, ими становятся. Мы в школе делаем все, чтобы дети ими стали".

    - На первом месте у нас - "воспитание Человека", - добавляет Инна Львовна. - Патриотизм - слово громкое, мы в школе говорим проще - "любовь к Родине". А чтобы ее любить, надо с ней знакомиться. Поэтому школа у нас путешествующая и принимающая гостей: бывало, по 150 человек в год со всего СССР приезжали. Недавно у нас были ребята с Чукотки. Очень подружились. Есть друзья и из маленьких поселков Якутии, из Армении...

    Еще одна педагогическая цель школы, которой руководит Инна Грицай, - "научить детей смеяться и воспитать интеллект, чтобы не было смеха без причины".

    - Пройдите на третий этаж, - предлагает директор. - Там у нас ребята делают себе зал отдыха, сами. И у всех ведь "чертики" в глазах. Вот что главное.

    Поделиться