Минфин опубликовал на своем сайте проект административного регламента, регулирующего проверки валютных операций налоговой службой. Напомним, по закону о валютном регулировании и контроле ФНС является агентом валютного контроля в случае, когда дело не касается банков и валютных бирж (те подведомственны ЦБ).
Некоторые комментаторы поспешили расценить документ как еще один барьер, воздвигаемый на пути утечки капитала озабоченным ее размерами правительством. Очевидно, что в первую очередь документ направлен против схем уклонения от налогов, связанных с внешнеторговыми операциями - невозвращением валютной выручки и фиктивным импортом по поддельным таможенным декларациям. Можно припомнить, что именно на закрытие этих щелей в валютном законодательстве, позволяющих прятать доходы от налоговиков через внешнеторговые сделки, и были направлены недавние законодательные инициативы минфина. А теперь на выявление соответствующих нарушений "затачивается" и система налоговых проверок.
Так что же регламентирует новый регламент? Главным образом он решает проблемы самой налоговой службы, устанавливая четкие основания, сроки и порядок проведения и документирования результатов проверок, а также круг должностных лиц, ответственных за выполнение тех или иных административных действий, включая возбуждение дел по выявленным правонарушениям.
Решение о проверке принимается на основании информации, прямо или косвенно указывающей на возможность совершения нарушения резидентом (нерезидентом) валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Такие сведения могут поступать от органов и других агентов валютного контроля, правоохранительных и контролирующих органов, а также из информационных ресурсов.
К информации, дающей повод для проверки, относятся сведения об открытии или закрытии резидентами счетов (вкладов) в банках за пределами территории России и данные о движении денежных средств по этим счетам. Проверки проводятся также на основании поводов к возбуждению дела об административном правонарушении, которые может усмотреть руководитель налогового органа (или его заместитель) и дать соответствующее поручение.
Проверяться могут как все виды валютных операций, так и имеющие тематическое содержание, отражающее отдельные виды валютных операций, или связанные с открытием (закрытием) счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ и предоставление отчетности по таким операциям. В первую очередь зачисление на счета в уполномоченных банках выручки за внешнеторговые операции, а также возврата денежных средств, уплаченных нерезидентами за не ввезенные на таможенную территорию РФ товары и неоказанные услуги.
Кроме того, проверяющие будут искать нарушения при предоставлении кредитов (из-за границы россиянам или наоборот), покупке ценных бумаг, открытии нашими гражданами и организациями счетов (размещении вкладов) в банках за пределами России. Налоговики проверят также правильность оформления операций - ведения паспортов сделок, соблюдения форм и сроков предоставления и хранения отчетности по валютным сделкам. Выявляемые нарушения могут касаться и того, насколько соответствует закону вид валюты, в которой рассчитываются резиденты и нерезиденты.
Понятно, что исходов у любой проверки может быть два - плохой и хороший. При хорошем (предположения о нарушении валютного законодательства, содержащие признаки преступления, не подтвердились) составляется акт проверки для хранения в налоговом органе, проводившем проверку, и стороны расходятся, довольные друг другом.
Если же к консенсусу прийти не удалось и выявились обстоятельства, позволяющие предполагать нарушения валютного законодательства, содержащие признаки преступления, то акт проверки приобщается к материалам, которые уходят в правоохранительные органы и прокуратуру. Регламент устанавливает содержание такого документа, а также действия проверяющих в случае возбуждения ими дела об административном правонарушении, порядок ведения ими расследования и права подозреваемого в правонарушении.