Вступивший в силу 1 января 2011 года закон о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений до сих пор воспринимается многими неоднозначно. Считается, что новый закон лишает возможности получения бесплатного образования, медицины и других государственных услуг. Подобное мнение рождает много слухов.
Законодатели добивались реформирования сети бюджетных учреждений для того, чтобы повысить качество государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых населению; создать стимул и мотивации для учреждений к эффективному использованию финансовых ресурсов и государственного (муниципального) имущества. А также установить новые нормы, направленные на обеспечение прозрачности деятельности бюджетных учреждений.
Наиболее распространенным, уже превратившимся в пугающий миф, заблуждением является то, что большинство услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, в обозримом будущем станут платными.
На самом деле это в корне неверно, поскольку бюджетное учреждение вправе оказывать платные услуги только сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в рамках государственного задания, если это прямо установлено в федеральном законе. Причем на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Есть боязнь относительно соотношения платных и бесплатных образовательных услуг. Так, многие родители думают, что действие закона приведет к тому, что хотя и останутся бесплатные государственные (муниципальные) услуги, их число будет сведено к минимуму, и поэтому школьникам оставят три бесплатных урока в неделю. За остальное придется платить.
Однако идеологи закона опровергают подобный исход, поскольку в данном случае важно понимать, что государственные задания в сфере образования формируются на основе федеральных стандартов и базисного учебного плана общего образования, в которых устанавливается как количество обязательных предметов, так и количество обязательных часов на каждый предмет. К примеру, согласно базисному плану для 7-го класса для географии, истории, литературы и физики отведено по 2 урока в неделю, для русского и иностранного языка - по 3, для математики - 5.
Весь этот объем по-прежнему будет бесплатным и полностью покрываться государственным заданием. Если же родители захотят сверх государственного задания и базисного учебного плана проводить, к примеру, не 2 урока физики в неделю, а 3 или 4, то такую возможность школа может предоставить им платно, но во внеурочное время и не в ущерб выполнению государственного задания.
У жителей сельских районов переживания связаны с тем, что в связи со вступлением в силу закона малокомплектные сельские школы и сельские больницы будут вынуждены закрыться, так как государственное задание будет минимальным из-за маленького объема оказываемых услуг. Ведь возможности для заработка и оказания платных услуг на селе минимальны из-за низкой платежеспособности населения.
Закон передает решение всех вопросов о региональной и муниципальной бюджетной сети субъектам РФ и муниципальным образованиям (п. 2 ст. 31 закона N 83-ФЗ). Соответственно, указанные малокомплектные школы или сельские больницы без внебюджетных доходов возможно перевести по упрощенной процедуре в казенные учреждения, и для них ничего не изменится - они будут продолжать функционирование по смете так же, как сейчас.
Системной для нашего государства является болезнь "коррупции" и существует мнение, что новый закон приведет к еще большему уровню коррупции в стране, поскольку существующее до принятия закона сметное финансирование является гарантированным и "откатов" не подразумевает.
В данном вопросе важно понимать, что коррупциогенный фактор создается не в процессе формирования сметы или государственного задания, а в результате отсутствия прозрачности и нечеткости административных процедур. Одной из целей нового закона является повышение прозрачности работы бюджетных учреждений, а значит, наоборот, закон способствует снижению коррупции.
Непонимание необходимости принятия закона отдельной частью населения, в первую очередь, связано с отсутствием должного информирования со стороны органов власти. Сегодня эта работа активизируется. Так, в Вологодской области налаживается система взаимодействия с местными органами власти, проводятся в рабочем порядке консультации для граждан. Новгородской областью используется "горячая линия", открытая на сайте Министерства финансов России, где граждане могут получить ответы на все интересующие их вопросы относительно N 83-ФЗ.