22.02.2011 08:44
    Поделиться

    Новые схемы по размещению киосков вызывают тревогу воронежских предпринимателей

    Федеральный закон о торговле обязывает муниципальных чиновников разработать схемы, по которым будут размещаться не менее двух третей нестационарных торговых объектов. В Воронежской области вокруг еще не созданных документов разгорелась дискуссия: бизнес не хочет терять "обжитые" места.

    Отдали на откуп

    При создании схем предлагается учитывать градостроительный план, нормативы минимальной обеспеченности населения торговыми площадями, профиль существующих киосков и пожелания местных властей. Черновые варианты появятся в марте, окончательные - к маю.

    До тех пор в Воронеже, видимо, будет действовать нелегитимный порядок установки и эксплуатации "времянок".

    Продавая лоты на торгах, муниципалитеты могли бы легально собирать около миллиарда рублей

    - Мэрия Воронежа с 2006 года пытается убрать с главных улиц все временные сооружения кроме тех, где торгуют цветами, газетами и мороженым. В рамках комплексного благоустройства. Но схема благоустройства, которую при этом ставят во главу угла, - не то же самое, что схема размещения нестационарных торговых объектов (которой пока нет). То есть нам навязывают правила игры, которые идут вразрез с законом, мы не раз оспаривали их в суде, - пояснила председатель правления областного "Объединения предпринимателей" Татьяна Гончарова. - И вообще - кто определял, что людям неудобно покупать в центре Воронежа, например, продукты питания? Если киоск стоит, значит, он рентабелен.

    Благодаря экономическому кризису снос "непрофильных" ларьков откладывали, но мораторий почти год как снят. В итоге "никто не знает, когда и на основании чего принимается решение о продлении или непродлении разрешения на установку киоска", констатировал президент группы компаний быстрого питания Вадим Дрейлинг.

    По данным "Объединения предпринимателей", свыше 230 бизнесменов уже несколько месяцев работает по просроченным ордерам.

    - Из-за бюрократических проволочек коллеги не могут оформить документы вовремя. Комиссия, которая решает вопрос о выдаче ордеров, то не обсуждает заявки вообще, то занимается одними и теми же лицами, - возмутилась Татьяна Гончарова. - Если после этого киоски, на которые нет ордеров, начнут сносить… Мэрию завалят исками о возмещении затрат - окружной суд в Брянске признал незаконными платежи за право установки нестационарных торговых объектов.

    Власти Воронежа призывали не поднимать панику: мол, все будет делаться в правовом поле. Но его границы туманны.

    - У двух сооружений общая стена. Одно якобы капитальное, другое нет. В чем разница? В полутора миллионах. Мы анализировали, какие сооружения стали капитальными за деньги, - заявил бизнесмен Александр Нестеров. - Если я внес за участок арендную плату, кто может его забрать? В развитых странах лишение имущества происходит за деньги. Но у нас о компенсации и речи не идет!

    Некоторые владельцы киосков получили из районных управ обнадеживающие письма: кто внесет вклад в благоустройство Воронежа к его 425-летию, свое место сохранит. Предложение, однако, встретили с недовольством. Чего только не посулят, когда средства нужны, - а стоит раскошелиться, снова война. Не секрет: с торговцев частенько собирают "добровольные пожертвования" (что вселяет в них уверенность - "теперь не тронут"). Как эти деньги тратятся, предприниматели не знают, вот и предпочитают самостоятельно проводить то же благоустройство, заметила Гончарова. Да и экономнее выходит.

    Где торг уместен?

    Итак, локальные договоренности бизнес-сообщество не устраивают. Нужны прозрачные постоянные правила. Проекты же, по мнению торговцев, сыроваты. И дело не только в том, что мэрия Воронежа настаивает на идее цветочно-газетного "гетто".

    - Как будут применять норматив обеспеченности торговыми площадями? Один гипермаркет может формально весь район ими обеспечить. Ни шаговой доступности, ни конкуренции, - рассуждает лидер "Объединения предпринимателей". - Есть вопросы к порядку заключения договоров аренды: в Липецке владелец киоска платит только за землю под ним, а в Воронеже всегда требовали брать участок побольше. Тогда надо другой коэффициент вводить для дополнительной площади.

    Ряд бизнесменов призывает ограничить свободу муниципалов в регулировании уличной торговли, унифицировать правила для всего региона.

    - Мы из своих кабинетов никогда не сможем точно сказать, как расставить киоски где-нибудь в Гороховке, наша задача - выстроить общие принципы, - возразила глава департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка области Ирина Кокорева.

    Есть предложение ориентироваться на Москву, где несколько тысяч "центровых" торговых мест выставили на интернет-торги.

    - Главное - единые критерии отбора: готовность к благоустройству, архитектурное решение, количество рабочих мест и качество услуг, функционально-технические характеристики. А не субъективные претензии, - подчеркнул Вадим Дрейлинг. - В столице лоты формируют с привязкой к профилю торговли, с учетом мнения граждан. А у нас места распределяют архитекторы. Продавая лоты на торгах, муниципалитеты могли бы легально собирать внушительные суммы. По Воронежу - около миллиарда рублей. Более чем достаточно для реконструкции главных улиц.

    В защиту ветеранов

    Какая доля нынешних "времянок" впишется в новые схемы - не знает никто. Где-то образовались целые торговые ряды, и исключать из них отдельные киоски - значит стимулировать коррупцию.

    Предприниматели уверены: надо наделить преимущественным правом тех, кто торгует на конкретном месте много лет - приманил покупателя, облагородил территорию, не раз финансово помог городу.

    - Мне не продлили договор аренды - неправильно оформлен. Кем? Теми же чиновниками. Выставят этот участок на конкурс, и что? Я 10 лет пытался стать нормальным хозяином: плитка, газон - а кто-то на 500 тысяч рублей больше выложит и все заберет, - высказал типичные опасения предприниматель из Семилук Александр Емельянов. - Лучше бы попросили выполнить благоустройство по схеме. Не справлюсь - тогда и продавайте место.

    В то же время даже в центре Воронежа находятся владельцы киосков, готовые сменить дислокацию, если им помогут оформить в аренду другой участок. Правда, всем памятна история владельца сети общественного питания Александра Губарева, чей павильон снесли под предлогом благоустройства в прошлом году. Данные при этом обещания власти города, по словам Александра, не выполнили.

    - Мы готовы вместе с чиновниками провести ревизию торговых точек, установить, кто работает легально. Пусть нам те же архитекторы или дизайнеры строительного университета нарисуют нужные эскизы киосков. Только не надо навязывать, как сейчас, подрядчика, одинаковую площадь (которая порой противоречит СанПиНу) и стоимость сооружения (500 тысяч рублей). Даже цвет диктовать пытались - зеленый! - рассказала Татьяна Гончарова. - Смотришь репортажи из Европы, всюду на улицах павильончики-"стекляшки". Наверняка их владельцам не говорят, как нам: "Уберите свои курятники!"

    В Липецке выдают разрешения на установку киосков сроком на десять лет с условием благоустройства. Для воронежского бизнеса это - идеал. Достижимый ли?

    Прямая речь

    Александр Губарев, владелец сети общественного питания:

    - Нас вытесняют и будут вытеснять - как рыночными методами, так и, увы, нерыночными. Это борьба крупного бизнеса с мелким и средним. В результате никакой конкуренции не будет. А с другой стороны - зачем она предпринимателю? Она же мешает работать. Лично я, положим, за конкуренцию - но здоровую. А у нас она настолько нездоровая, что даже страшно.
     

    Татьяна Гончарова, председатель правления воронежской областной общественной организации "Объединение предпринимателей":

    - Около больницы № 2 в Воронеже торговали цветами, наших коллег оттуда сгоняли. А потом некто построил крытый ряд и за большие деньги сдал места в аренду тем же цветочникам. Почему было не позволить им на свои деньги сделать эту реконструкцию? Боюсь, что в других местах будет происходить то же. Вырастут цены. У цирка убрали киоски, сделали крытый рынок. Конечно, бабушки не начали ходить туда за крупами на второй этаж! Торговые точки шаговой доступности - это развитие мини-территорий, это занятость для людей пенсионного и предпенсионного возраста. Нас когда-то выбросили с заводов, мы еле встали на ноги - и еще раз потерю работы не каждый переживет.

    Справка "РГ"

    В Воронежской области около пяти тысяч павильонов и киосков (не считая объектов развозной и разносной торговли). В Воронеже их более 2,8 тысячи, ежегодные поступления от них в бюджет города превышают 130 миллионов рублей. 

    Поделиться