22.02.2011 00:47
    Поделиться

    ЦФО: коммуникационные системы в регионах развиваются неравномерно

    Реализация пилотных проектов минэкономразвития, направленных на внедрение на местах информационных и коммуникационных технологий, продвигается не так быстро, как хотелось бы. Одна из причин такого положения дел - в отсутствии единых стандартов и межрегиональной "разобщенности": одни субъекты Федерации вырываются по этим показателям далеко вперед, другие вынуждены догонять.

    Эти проблемы обсуждались на прошедшей в Смоленске межрегиональной научно-практической конференции "Инфокоммуникационные технологии в региональном развитии", превратившейся за четыре минувших года в один из самых заметных на территории ЦФО форумов IT-специалистов. Если быть точным, рассматриваются здесь не высокие технологии и программное обеспечение как таковые, а их использование в повседневной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. На этот раз участники обсудили три основные темы: результаты работы многофункциональных центров (МФЦ) в регионах, проблемы, связанные с вступлением в силу запрета требовать у граждан информацию, имеющуюся в электронных базах данных, и вопросы использования космических услуг.

    Информатизация пойдет быстрее, когда в субъектах появятся разработки, которые смогут стать базовыми

    В оконном проеме

    На территории 48 регионов России действует уже 166 многофункциональных центров, к 2016 году их число должно достичь 2400. Это те самые "единые окна", которые призваны избавить граждан от извечной российской бюрократии. Как только у человека возникает необходимость обратиться в органы власти, он приходит в МФЦ и пишет соответствующее заявление, после чего может спокойно ждать, когда ему выдадут на руки готовый документ. Так идея выглядит в теории. На деле все гораздо сложнее. Главные проблемы возникают, во-первых, при переводе государственных или муниципальных услуг в электронный вид, а во-вторых, при налаживании межведомственного сотрудничества. Что это такое? Для начала услуга должна быть представлена в виде некоего цифрового алгоритма действий, понятного не только компьютеру МФЦ, но и его "собратьям" в органах местного самоуправления, социальной защиты, МЧС и других ведомствах. Сейчас проситель ходит по кабинетам, выстаивает очереди на прием. С появлением МФЦ эта функция переходит к компьютеру, направляющему виртуальное заявление после получения одной подписи в следующее ведомство и так далее.

    - Опыт Смоленской области, где первый МФЦ появился в 2009 году, показывает: время ожидания в очереди уменьшилось более чем в два раза, - сообщила советник отдела департамента Минэкономразвития РФ Елена Петрова. - Время получения услуги сократилось примерно на 65 процентов.

    Кстати, на сегодняшний день в России насчитывается свыше 600 федеральных государственных услуг, около 9000 региональных и около 7000 муниципальных. Процесс их перевода в электронный вид идет во всех регионах, но неравномерно.

    - Зная, как работают МФЦ в различных регионах, могу уверенно сказать: мы имеем дело не только с разной практикой управления и развития этих структур. Даже объем переданных им функций сильно разнится, - сообщил председатель исполкома ассоциации "Центрально-Черноземная" Григорий Федоров. - И хорошо было бы обсудить эти различия сейчас, в начале работы, а не потом, когда очень многое, возможно, придется ломать. И сейчас еще есть масса различных точек зрения на будущее МФЦ - сколько их должно быть, как они должны работать.

    Участие в дискуссии приняли представители "Ростелекома", национального оператора, которому правительство поручило создание единой сети, объединяющей сайты, порталы и базы данных органов власти, государственных и муниципальных учреждений. В его адрес прозвучало немало упреков: дескать, рекомендации запаздывают, дело движется медленно, отсутствуют модельные системы, и во многих регионах фактически изобретают собственный велосипед. Представители компании постарались пояснить: чем скорее в субъектах появятся разработки, которые можно будет рекомендовать в качестве базовых, тем быстрее пойдет дело.

    Человек в базе

    Трудности, с которыми приходится сталкиваться в регионах при внедрении "единых окон", имеют прямое отношение к "проблеме 1 июня", которую заместитель губернатора Смоленской области Петр Лопашинов сравнил с памятной многим "проблемой 2000". В тот раз обошлось - предрекаемый "всеобщий компьютерный сбой" оказался надуманным. Сейчас ситуация представляется российским чиновникам куда более неприятной. Дело в том, что с 1 июня 2011 года органам государственной власти и местного самоуправления, всевозможным учреждениям запрещается требовать у граждан информацию, которая имеется в базах данных. Уходят в прошлое справки, которые сейчас месяцами приходится собирать для решения простейших бытовых проблем. Если бы было налажено эффективное межведомственное взаимодействие, в этом не было бы ничего сложного: чиновник заглянул в одну базу данных, в другую, в третью, и ходить никуда не надо: весь человек как на ладони! Но такого взаимодействия нет, компьютеры организаций и ведомств не подключены к единой сети, друг друга "не понимают", некоторые базы данных закрыты для людей, не обладающих соответствующим допуском…

    - Конечно, говорить о нашей готовности к 1 июля не приходится, - признает Петр Лопашинов. - Если взаимодействие органов государственной власти еще хоть как-то налаживается, то с муниципальными структурами и уж тем более со всевозможными ведомствами - например с управляющими компаниями - ничего подобного пока не просматривается. Скажем, со свидетельством о браке никаких проблем не возникнет, а вот получение справки об оплате услуг ЖКХ - задача практически непосильная. Но запрет никто не отменит, требовать справки у граждан будет нельзя, так что бегать придется чиновникам. А если им это не понравится - придется усиленно заниматься информатизацией.

    Космос как предчувствие

    Нынешняя конференция стала первой, на которой было уделено немалое внимание космическим услугам - точнее, тем возможностям, которые дает органам власти группировка российских космических спутников. Актуальности добавило то обстоятельство, что недавно в Смоленске открылся первый региональный центр космических услуг.

    К концу года в Гагарине, на родине первого космонавта, появится и первый муниципальный. Презентация, которую провел руководитель столичного НПК "Рекод" Вячеслав Безбородов, стала одним из самых ярких событий форума. Как оказалось, космос способен помочь в решении множества задач. Космические системы могут наладить контроль за автомобильным транспортом, посевными и уборочными сельскохозяйственными работами, уборкой снега, соблюдением правил дорожного движения, норм природоохранного законодательства и многого другого.

    Все это почти ничего не стоит, зато приводит к ощутимой экономии бюджетных средств. Решится ли водитель автобуса отклониться от маршрута, зная, что не предусмотренная путевым листом остановка будет моментально зафиксирована космическим спутником? Корпорация "Рекод" и Роскосмос, по сути, работают над созданием все того же "электронного правительства": просто до появления в России первых центров космических услуг мало кто понимал, какими возможностями они обладают. Центры дают органам власти новый эффективный инструмент, позволяющий ускорить принятие решений и повысить их качественный уровень. 

    Поделиться