Президент Дмитрий Медведев хочет, чтобы в России борьба с терроризмом сводилась не к реакции на уже случившиеся трагедии, а к работе на упреждение. События в некоторых мусульманских странах могут отразиться у нас новой волной экстремизма, но такие сценарии в стране не пройдут.
Террористическая активность последних месяцев вынудила главу государства еще раз напомнить чиновникам, что сфера безопасности по-прежнему остается на особом контроле и расслабляться здесь никому не стоит. Прозвучало это на заседании Национального антитеррористического комитета (НАК), которое президент впервые решил провести лично во Владикавказе. "Именно здесь наши граждане практически ежедневно сталкиваются с террором, - объяснил Медведев. - Именно здесь находится узел противоречий, который порождает экстремизм и радикализм".
Теракты прошлого года и открывшие статистику уже этого вновь показали, что проблем с безопасностью в стране еще предостаточно, и потеря бдительности - смерти подобна. "Никакого расслабления быть не может, как не может быть и простых рецептов, которые мы иногда получаем из средств массовой информации или от экспертов, - указал глава государства. - Нет универсального и быстрого рецепта. Нигде его не создали, и мы не сможем создать".
Выход только один. С теми из бандитов, кто хочет вернуться к мирной жизни, государство готово работать. С остальными президент предлагает вести короткий разговор: "Тот же, кто хочет крови, захлебнется своей кровью".
- Это наша страна и наша земля. Мы обязаны навести у себя порядок, и мы наведем порядок, - обещает глава государства.
В прошлом году российские правоохранительные и силовые структуры вели активную работу по борьбе с бандформированиями. Уничтожено 332 бандита, из них более 40 оказались главарями боевиков. Более 600 боевиков были задержаны и должны быть преданы суду.
Нанесение ударов по террористам будет продолжено. "Речь идет не только об акциях возмездия террористам, - указал Дмитрий Медведев. - Конечно, их нужно предавать суду, а если они оказывают сопротивление - безжалостно уничтожать. Эти выродки не церемонятся ни с женщинами, ни с детьми, и их жалеть нельзя. Речь идет не о расплате, а о превентивных ударах".
Эту мысль адресовалась всем отвечающим за безопасность чиновникам несколько раз, в первый раз отреагировав на объемные доклады глав ФСБ и МВД, рассказывавших, каким образом теперь защищены объекты транспортной инфраструктуры с учетом просчетов, допущенных при теракте в Домодедово.
Не велика заслуга в том, чтобы, как выразился Медведев, бить по хвостам террористам и принимать меры безопасности уже после трагедии. "Нельзя каждый раз вытаскивать слабые звенья и по итогам происшествий производить разбор. Действовать нужно на упреждение", - заявил президент.
При этом в ближайшие годы, а то и десятилетия, разжигание экстремизма и террористическая активность могут только усилиться. Причиной тому вполне могут стать события в ряде стран мусульманского мира, где в результате смены режимов новые возможность открываются для религиозных фанатиков и экстремистов. При самом худшем сценарии - это может привести к распаду отдельных государств. "Такой сценарий они раньше готовили для нас, а сейчас тем более будут пытаться его осуществить, - предупредил Медведев чиновников. - В любом случае такой сценарий не пройдет". Но все-таки волнения в далекой Африке и на Ближнем Востоке будут оказывать влияние на ситуацию в России. И речь может идти о длительной перспективе.
Глава ФСБ Александр Бортников, например, считает, что предпринимаемые властями северокавказских республик меры недостаточны. Да и в целом по стране есть недочеты. "На территориях субъектов выполняется не более половины мероприятий, предусмотренных региональными программами. Причина - недофинансирование со стороны регионов", - заявил Бортников.
Президент тоже полагает, что главам регионов есть где поработать, хотя бы посмотрев на его личный пример, когда Медведев посещал железнодорожные вокзалы и аэропорты. "На личном примере, собственными ногами проходить эти объекты, чтобы все ответственные за них понимали, что территория в зоне контроля", - наставлял он губернаторов.
Да и реакция властей на местах в случае каких-то чрезвычайных происшествий тоже непонятна. "Если что-то происходит, не президент должен искать полпредов или глав субъектов. Вы сами взрослые люди - быстро собираетесь и выезжаете на место", - заявил Медведев.
Кроме того, Дмитрий Медведев, комментируя ситуацию с тем, что многие громкие дела о нападениях боевиков на Северном Кавказе растянулись на годы и до сих пор не закончены, предложил внести в уголовно-процессуальное законодательство изменения, которые позволили бы проводить судебные заседания за пределами регионов, где было совершено преступление. Это позволило бы, как минимум, исключить давление преступников на тех, кто осуществляет правосудие. "Я думаю, мы можем себе позволить отойти от канонов уголовно-процессуального законодательства, - заявил глава государства. - Хватит смотреть на него как на священную корову".
Геннадий Гудков, депутат Госдумы, полковник ФСБ в отставке:
- Я очень уважаю желание президента лучше понять ситуацию, для чего он и выехал сам во Владикавказ. А что касается работы НАК, то сегодня этот комитет состоит только из силовиков. Там нет представителей законодательной и судебной власти, нет независимых экспертов, а они нужны, чтобы можно было получить оценку происходящего от людей, которые не опасаются отставок и служебных несоответствий.
Вячеслав Никонов, политолог:
- Мы видим, что президент адекватно реагирует на ситуацию. С начала года уже было несколько всплесков террористической активности. Последние события, добавили остроты. Естественно, если ситуация обостряется, нужно принимать ответные меры, и президент этого требует от полпредов, правоохранителей и от себя тоже.