В боях на белорусской земле участвовали и многие калужане

Семнадцатилетнего Анатолия Чурикова призвали в армию в 1943 году. После непродолжительной подготовки солдат стал наводчиком 277-го гвардейского стрелкового полка, который воевал с фашистами в составе 3-го Белорусского фронта.

- Сначала был Смоленск, - вспоминает ветеран. - Оттуда мы пешим строем прибыли в населенный пункт Сухая Балка. Я попал в батальон 70-76-миллиметровых пушек. Там и отметил свое восемнадцатилетие. На день рождения однополчане подарили мне патроны для карабина. Да, да! Не удивляйтесь. На передовой просто дарить было больше нечего. Бои были страшные. Особенно запомнилась операция по освобождению Витебска в июне 1944 года.

Артиллерийский расчет, в котором Чуриков был замковым, замаскировался в густой ржи. Немецкие танки "Тигры" и самоходные установки "Фердинанд" начали обстрел плацдарма. Вражеские снаряды разрывались все ближе и ближе к нашим позициям. Артиллеристы, несмотря на большие потери (был тяжело ранен командир расчета), вели ответный огонь. Наступил момент, когда Чуриков остался вдвоем с Иваном Авериным из Мичуринска Тамбовской области.

- Совсем близко в обход нас двигался "Тигр", - рассказывает Анатолий Васильевич. - Его нельзя было пропускать ни в коем случае. Я выстрелил прямой наводкой и попал в бок танка. В тот же момент почувствовал невыносимую боль в бедре, тут же потерял сознание. Как потом выяснилось, меня вытащил из-под обстрела Иван, к слову, в следующем бою он потеряет ногу. Сколько я пролежал без сознания, не знаю. Очнулся и увидел возле себя бородатого деда, старушку и молодую женщину. Добрые белорусы дали мне воды, потом вытащили из ржи. На повозке полковой медчасти отправили в санбат. Там меня прооперировали, вытащили несколько осколков, но не все. Пришлось долечиваться в госпитале, где сделали еще одну операцию, полтела заковали в гипс.

В 1945 году вернулся инвалидом второй группы, кавалером орденов Отечественной войны, Славы III степени (награжден за тот бой под Витебском), медалей "За освобождение Белоруссии", "За победу над Германией" Чуриков к родителям в Калугу на костылях. Поправившись, пошел служить в милицию, но раны давали о себе знать. Дослужившись до лейтенанта, Анатолий Васильевич вынужден был уйти в отставку.

Александр Горбатин до восьмилетнего возраста жил в деревне Суповичи Могилевской области. Потом семья переехала в поселок Степановский Ферзиковского района, где обосновались в основном белорусы. Отец работал лесничим. Но так распорядилась судьба, что вскоре Александр вновь оказался на родине. Перед самой войной выпускник Калужского зоотехнического техникума становится курсантом полковой школы в городе Борисове. После обучения старшего сержанта Горбатина назначают командиром танка ТБ-7 27-й легкотанковой бригады. Воевал бравый белорус храбро, был тяжело ранен, солдата даже комиссовали. Но мужественный парень хотел и дальше воевать с врагом. В ноябре сорок первого в качестве вольнонаемного перегонял с горьковского автозавода машины. Потом сам явился в военкомат и был зачислен в действующую армию.

- Я попал в истребительный противотанковый артполк, - рассказывает Александр Евменович. - Вскоре оказался на Западном фронте. Воевал под Юхновым и Сухиничами. В январе сорок третьего меня направили на учебу в Тамбовское арттехучилище. В августе сорок четвертого присвоили звание младшего лейтенанта. Так я оказался в должности арттехника 366-го гвардейского Могилевского ордена Суворова III степени тяжелосамоходного артполка. Освобождать родную Белоруссию не довелось, зато прошел с боями Югославию, Венгрию, Австрию. Там и встретил кавалер двух орденов Отечественной войны и Красной Звезды День Победы.