20idei_media20
    25.02.2011 00:50

    Российский боевой акваплан произвел сенсацию на салоне IDEX-2011

    Определились новые приоритеты на рынке вооружений

    JSCODE1

    Завершившаяся выставка вооружений и военной техники IDEX-2011 показала, что оружейный рынок пересыщен, для сохранения на нем достигнутых позиций требуются новаторские подходы.

    На салоне, работавшем всю минувшую неделю в столице Объединенных Арабских Эмиратов, было заключено, как утверждают организаторы, контрактов на сумму более двух миллиардов долларов. Сумма не очень большая. На авиасалонах, к примеру, в Ле Бурже, сумма объявляемых контрактов исчисляется десятками, а то и сотнями миллиардов.

    Рынок оружия, особенно на Ближнем Востоке, пересыщен. И в том, что делегация "Рособоронэкспорта" не заключила на IDEX-2011 никаких контрактов, ничего драматичного нет. К тому же один контракт все-таки был подписан. Военно-промышленная компания договорилась о поставках в Иорданию автомобилей "Тигр". Однако в любом случае специалистам предстоит серьезно проанализировать итоги IDEX-2011 и сделать определенные выводы.

    Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, работавший на салоне очень активно, прокомментировал корреспонденту "РГ" сложившуюся ситуацию. По его словам, спецэкспортерам, и не только российским, придется учитывать тот политический кризис, который поразил ряд стран Ближнего Востока. Алжир, Египет и Ливия были крупнейшими потребителями нашей военной техники еще со времен СССР. России удалось не только сохранить свое военно-техническое присутствие в этих странах, но и усилить его, особенно в Алжире и Ливии. Теперь же, после стабилизации ситуации в этих странах, вне зависимости от политических пристрастий обновленного руководства, значительные средства им придется выделять на решение социальных задач. Закупки вооружений будут объективно сокращены. По мнению аналитика, для сохранения своих позиций на ближневосточном рынке вооружений надо искать новые пути, в частности, шире развивать кооперацию с местной промышленностью, делать упор на совместную разработку перспективных образцов вооружений. Уповать только на то, что и дальше здесь будут покупать российские вооружение лишь потому, что по критерию цена-качество оно лучшее, не стоит.

    Выставочная деятельность при грамотной ее организации тоже способствует экспортному продвижению военно-технических изделий. Руководитель делегации "Рособоронэкспорта" Николай Димидюк - настоящий ветеран салонов IDEX, работает на них с самой первой экспозиции, состоявшейся в 1993 году.

    Подводя итоги работы на салоне представителей российской оборонки, Николай Димидюк отметил, что по объективным причинам мы не можем возить сюда военную технику, как в 1990-х годах, а время показа себя с помощью только плакатов и макетов прошло. Надо активно внедрять новые информационные технологии. В качестве примера он привел экспозицию концерна ПВО "Алмаз-Антей". На экране демонстрировалась работа эшелонированного комплекса противовоздушной обороны. Даже чопорные арабские шейхи останавливались у экрана и с мальчишеским азартом смотрели, как работают лучшие в мире системы ПВО - российские системы.

    Сам "Рособоронэкспорт" впервые привез на международный салон интерактивную демонстрационную установку в виде огромного экрана, на котором в деталях можно показать работу любого комплекса вооружений, предлагаемого на продажу.

    На салоне IDEX-2011 работала и морская часть выставки. Там впервые присутствовала Объединенная судостроительная корпорация. Именно на морской части случилась маленькая, но многообещающая сенсация. На стенде Зеленодольского проектно-конструкторского бюро был выставлен макет акваплана. Показанная конструкция совмещает в себе преимущества экраноплана и судна на подводных крыльях. Двигаться может со скоростью 120 узлов, перевозить до 120 пассажиров. Так вот, этот экраноплан вызвал какой-то взрывной интерес всех посетителей морской части салона.

    Как сказал заместитель гендиректора Зеленодольского ПКБ по стратегическому развитию Сергей Решетов, он сам не ожидал такого внимания. Многие богатые шейхи спрашивали, где и когда можно купить это чудо, летящее по волнам.