24.02.2011 00:08
    Поделиться

    В пермском Театре-театре английский режиссер поставил пьесу о советских диссидентах

    Спектакль "МИгрировала СОЛЬ на СИцилию РЕгистрировать ФАмилию" в постановке английского режиссера Майкла Ханта - не про соль и Сицилию, а про советского диссидента, заключенного в психиатрическую больницу.

    Необычное название имеет простое объяснение: "МИгрировала СОЛЬ на СИцилию..." - это мнемонический прием для запоминания нот по первым слогам каждого слова в фразе. Музыка в политической пьесе Стоппарда - один из важных действующих элементов, за который отвечает сокамерник диссидента - сумасшедший, которому кажется, что он дирижирует оркестром.

    Поэтому настоящий и с первого взгляда обыкновенный оркестр заполняет все пространство сцены, разбитое на три площадки: палату психиатрической больницы, кабинет главного врача и школьный кабинет, где учится сын диссидента. Между палатой и кабинетами и играют музыканты под руководством Татьяны Виноградовой - дирижера в эксцентрично-демоническом образе. Музыку к этой пьесе написал Андре Превин, известный американский дирижер и композитор, выступивший соавтором Стоппарда. Политическую пьесу "для актеров и оркестра", созданную в 1977 году после первой поездки Стоппарда в Москву, до сих пор в российских театрах не ставили. На премьеру "МИгрировала СОЛЬ на СИцилию" в Театре-театре ждали и самого Стоппарда - он обещал быть, но пока не прибыл.

    - Постановка спектакля "МИгрировала СОЛь..." в театре Перми, в городе с великой историей и репутацией высокой театральной культуры - большая честь для Андре Превина и меня, - говорит Том Стоппард. - Лично я испытываю особое чувство к Перми как к месту ссылки молодого Александра Герцена - автора классической работы "Былое и думы". Во времена царского правления и в советские времена быть диссидентом означало быть "врагом общества". Это часть истории, которая время от времени становится реальностью нашей жизни. Тем более я рад российской премьере пьесы, которую Андре и я сочинили и написали 33 года назад.

    Сценическая история, рассказанная в спектакле "МИгрировала СОЛЬ на СИцилию", довольно коротка: она длится всего один полуторачасовой акт. За это время диссидент Александр Иванов успевает рассказать, как он писал письма в защиту подпольных советских писателей и как оказался в палате с сумасшедшим "музыкантом", которого тоже зовут Александр Иванов. "Музыкант" Иванов дирижирует, оркестр в его голове играет, музыканты одновременно привстают с мест, изображая оппозиционеров из головы диссидента Иванова.

    Сын последнего - юный пионер в голубых шортах и в красном галстуке - изучает геометрию из-под палки учительницы, которая превращается в балерину в красной пачке. Эти до карикатурности точные штампы 70-х годов дополняют картину тотальной ненормальности, на фоне которой диссидент Иванов пытается сохранить трезвость ума и видимость чести. Впрочем, честь не помешает ему воспользоваться случаем: его перепутали с сумасшедшим "музыкантом"-тезкой - и отпустили на свободу.

    Затем происходит фантастическое преображение оркестра. Под фраками музыкантов оказывается военная форма. Женщины откладывают скрипки, надевают халаты и выкатывают на сцену ванны. В каждой ванне - пациент. Это создает картину больного мира, в котором норма, право, свобода - такой же бред сумасшедшего "дирижера", как его оркестр.

    - Я не высказываю в этом спектакле свое мнение, я представляю пьесу, - говорит режиссер Майкл Хант. - Пьеса - не о политике, не о Буковском, не о конкретном историческом периоде. Стоппард был первым драматургом, которого я стал ставить, и сейчас обратился к этой пьесе потому, что мне показалось интересным работать одновременно с актерами и оркестром.

    Поделиться