К следующему отопительному сезону на Южном Урале должны быть ликвидированы все убыточные котельные. Муниципалитеты начали поиск инвесторов, готовых вкладывать деньги в их модернизацию и ремонт теплотрасс.
Иного выхода у большинства городов и районов нет, как нет и собственных средств на эти цели - по крайней мере на весь объем необходимых работ. Брать банковские кредиты не возбраняется, но накладно. А область начиная с текущего года прекращает выделять деньги на строительство и модернизацию источников теплоснабжения. Более того, со следующего года изменится и практика выделения дотаций из регионального бюджета: претендовать на них смогут лишь муниципалитеты, располагающие эффективными источниками теплоснабжения. Соответствующие планы им предложено представить в областное правительство до конца февраля.
В своих требованиях региональные чиновники апеллируют к принятому в 2008 году федеральному закону. Он позволяет инвестору на срок окупаемости проекта зафиксировать тариф, ранее рассчитанный для неэффективного источника теплоснабжения. Разумеется, индексируя его пропорционально изменению цен на энергоносители. Для большей заинтересованности - уже на региональном уровне - к этому сроку решено добавить дополнительное время.
- Инвестор, которому интересно вложить средства в модернизацию объектов водного, газового, теплового и электрохозяйства, сможет подписать соглашение о фиксировании соответствующего тарифа на любой энергоресурс на период окупаемости плюс два года, - поясняет министр строительства и инфраструктуры региона Виктор Тупикин. - Эти условия фиксируются трехсторонним соглашением между правительством области, муниципальным образованием и предприятием. Уже есть список потенциальных инвесторов из Челябинска, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, других городов, которые считают эти условия приемлемыми. Большинство из них заинтересованы вложить средства в котельные, поскольку срок их окупаемости небольшой - от трех до семи лет.
Сегодня неэффективность расходования ресурсов характерна практически для всех муниципальных образований области, особенно сельских поселений. Жилой сектор там зачастую отапливают источники, расположенные в двух-трех километрах от деревень и поселков, изначально ориентированные на обслуживание крупных сельхозпредприятий и построенные с учетом перспективы их развития. Между тем многих колхозов уже нет, а "гиганты сельской энергетики" продолжают вынужденно эксплуатироваться. В результате затраты на топливо несопоставимы с объемом востребованной тепловой энергии, что с учетом не лучшего состояния наземных теплотрасс выливается в огромные потери средств населения и муниципальных бюджетов.
Типичный пример - поселок Мирный Сосновского района. Введенная в эксплуатацию в 1973 году, одна из самых мощных котельных района была рассчитана на обслуживание не только жилого сектора, но и целого ряда объектов сельхозпроизводства. Сегодня из 17,2 вырабатываемых ею гигакалорий потребляется половина. В принципе, проект реконструкции готов и прошел все согласования, но… в сложившихся условиях местные власти испытывают большой соблазн просто построить рядом новую котельную. Потому что при этом вместо 50 миллионов рублей будет вложено 20-30, и не муниципальных, а из кармана компании-инвестора. Она уже просчитывает экономику проекта, количество потребителей и срок окупаемости.
Соблазн тем более велик, что схожий проект, реализованный в поселке Теченский, позволил снизить вдвое расход газа и вчетверо - электроэнергии - при четырехлетнем расчетном периоде окупаемости. Правда, осуществлялся он за счет бюджета - с годовой задержкой и технологическими ошибками. И это, увы, не исключение. Примеров "бюджетных" проектов модернизации котельных, когда деньги использовались неэффективно, а работы затягивались на продолжительный срок, более чем достаточно.
Разумеется, и прежние власти региона не раз пытались подтолкнуть территории к модернизации систем теплоснабжения. Но громы и молнии сверху в основном были безрезультатны. В конечном итоге областные чиновники скрепя сердце из года в год подбрасывали муниципалитетам недостающие суммы на оплату энергоносителей - "чтобы не заморозить население". Равно как на переделку проектов, завершение работ и устранение недостатков. К слову, последний транш на подготовку к отопительному сезону 2010-2011 годов составил более 540 миллионов рублей. В итоге в докризисные годы справились с модернизацией систем теплоснабжения лишь те муниципалитеты, руководство которых проявило инициативу.
Теперь угрозы перешли в практическую плоскость. Правда, это не гарантирует, что местные чиновники, не проявлявшие ранее инициативы, начнут активный поиск инвестиций или кредитов. Но, по крайней мере, хороший стимул не ставить палки в колеса тем компаниям, которые проявят интерес к объектам ЖКХ. А таковые найдутся: в отличие от прошлых лет, в области решили подстраховаться, запустив процесс поиска инвестиций и"сверху" .
Соответствующая договоренность уже достигнута с компанией из Германии, имеющей большой опыт работы на территории России. Модернизация котельных по ее технологиям позволяет повысить энергоэффективность объектов малой энергетики минимум на 40 процентов. Компания располагает достаточным собственным капиталом и имеет сформированный пул инвесторов, готовых приступить к работе в Челябинской области. Поскольку реестр предлагаемых к модернизации муниципальных котельных включает более сотни объектов, генеральный директор Гидо Штуцки уже заявил, что руководство компании рассматривает возможность сокращения ряда инвестпроектов. Высвободившиеся средства будут перенаправлены на Южный Урал - вплоть до создания здесь в 2011 году дочернего предприятия. Правда, не раньше, чем представители компании посетят местные объекты и получат полную информацию о состоянии инженерных сетей, формировании тарифов и уровне собираемости коммунальных платежей с населения.
Пока немцы определяются, о желании вложиться в коммунальную модернизацию региона заявили американцы. Представители промышленно-технологической корпорации уже посетили некоторые муниципальные образования в горнозаводской части области. В Сатке предполагается полный переход к децентрализованной системе теплоснабжения, со строительством новых котельных и модернизацией существующих. Учитывая состояние созданной в 1960-х годах инфраструктуры и перепады высот до 200 метров - задача нетривиальная. В Бакале инвесторы намерены возвести блочные котельные, а в Межевом - построить альтернативный источник, который обеспечит жителей дешевой электроэнергией и теплом. Планы относительно Миасса и Чебаркуля, ожидающих визита потенциальных инвесторов, пока неизвестны.
На взгляд специалистов, в среднем вложения в модернизацию либо замену построенного в 1950-70-х годах источника тепловой энергии будут окупаться за пять лет при рентабельности в пределах 20 процентов - это вполне приемлемые показатели для отрасли. Тем более что участие в этом процессе иностранных компаний, обладающих отработанными технологиями и свободными средствами, перешло в реальную плоскость.
Однако вопросов осталось еще много. Что будет с котельными и теплотрассами, в принципе не сулящими не то что прибыли, но даже самоокупаемости? Как быть территориям, не имеющим социальных объектов, а значит, и гарантированной оплаты из бюджета? О том, что они могут "выпасть" из процесса модернизации, предупреждает директор Ассоциации сельских муниципальных образований Юрий Гурман. Существуют проекты, когда модернизация может пройти буквально по селу, разделив его пополам: часть поселения, включая соцобъекты, будет запитана от новенькой блочной котельной, а жители второй половины останутся при своих тарифах и проблемах. На фоне перестройки коммунальной сферы, начинающей обретать наконец зримые очертания, это может показаться несущественным. Но упускать из виду этот аспект нельзя.