В феврале цены на топливо в России заметно снизились. Согласно последним опубликованным данным, с 7 по 18 февраля бензин Нормаль-80 на АЗС подешевел на 0,53 рубля за литр, Регуляр-92 - на 0,97 руб. за литр, а Премиум-95 - на 0,79 руб./л. Средняя по России розничная цена на дизельное топливо за тот же период снизилась на 1,9 руб./л.
Напомним, что на необходимость скорректировать цены на топливо нефтяникам указал премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин в ходе состоявшегося еще 9 февраля совещания по результатам работы ТЭК в 2010 году. "Даю поручение ФАС незамедлительно начинать антимонопольные расследования по любым фактам необоснованного завышения цен на топливо", - заявил тогда премьер-министр.
Основные претензии регуляторов коснулись зимнего дизельного топлива и авиационного керосина. "Согласно данным Росстата России потребительские цены на дизельное топливо на 20 декабря 2010 года по сравнению с 1 октября 2010 года выросли примерно на 20%. На 20 декабря 2010 года средние потребительские цены на дизельное топливо в 45 городах из 83 превышали цены на бензин автомобильной марки Аи-92, а в некоторых регионах превысили цены бензина марки Аи-95", - говорится в официальном письме ФАС, направленном в крупнейшие нефтяные компании страны еще в конце прошлого года.
По версии ФАС, основными причинами роста цен стали, в частности, падение производства авиационного топлива на фоне одновременного сокращения объемов поставок авиакеросина на внутренний и внешний рынки. В антимонопольном ведомстве также отметили и дефицит дизельного топлива на внутреннем рынке, связав его с 25-процентным увеличением экспорта в октябре-ноябре прошлого года. Следствием этого явилось заявление главы ФАС Игоря Артемьева о начале третьей волны антимонопольных разбирательств против нефтяных компаний.
Весьма характерно, что наиболее оперативно на претензии ФАС отреагировали в первую очередь частные нефтяные компании. "Поставки дизельного топлива зимнего осуществлялись ТНК-ВР в период с октября по декабрь 2010 года только на внутренний рынок - из общего объема производства в 445,8 тысячи тонн на внутренний рынок было поставлено 445,3 тыс. тонн, а на экспорт направлено 0,5 тыс. тонн (0,1%). Поставки на внутренний рынок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 21%", - четко говорится в письме компании ТНК-ВР. Кроме того, как указывают в компании, ТНК-ВР удалось сдержать рост цен на российских АЗС.
"ТНК-ВР увеличила цены на АЗС на дизельное топливо, как следствие роста крупнооптовых цен, но не на 10 400 рублей за тонну, а только на 5900. Компания сдержала рост цен на АЗС в регионах, проявив социальную ответственность и потеряв часть рентабельности в данном канале сбыта", - указывается в письме компании.
Подобная политика оказывается тем более важной, если учитывать, что основным потребителем дизельного топлива оказываются предприятия АПК, развитие которого российские власти считают одним из ключевых. "Мы как никто другой понимаем важность обеспечения потребителей качественным топливом и поддержки прежде всего сельского хозяйства- ключевой отрасли для экономики страны", - отмечают в руководстве ТНК-ВР. В частности, по итогам прошлого года только в Саратовской области предприятиям АПК удалось сэкономить более 250 млн рублей, благодаря льготным поставкам топлива ТНК-ВР. "А в масштабах страны наша помощь сельхозпроизводителям составила около 900 млн рублей", - подсчитали в ТНК-ВР.
Примечательно, что заметное сокращение цен у "частников" произошло и в "бензиновом" сегменте. В результате последовательного снижения розничные цены на АЗС ТНК-ВР сегодня составляют: на бензин марки А-92 от 22,4 рубля до 24,50 рубля, на бензин марки А-95 от 24,20 рубля до 26,50 рубля. Всего же, согласно подсчетам независимых экспертов, в феврале компания снизила розничные цены на зимнее дизельное топливо в среднем на 1,6 - 1,8 рубля на литр, а розничные цены на бензин Аи-92 и Аи-95 - в среднем на 1 рубль.
Аналитики отмечают, что цены возвращены к уровню ноября 2010 года, а без учета увеличенного акциза - и к более ранним уровням. Между тем, согласно замерам исследователей рынка, если инфляция в 2010 году составила 8,8%, то рост цен на бензин - всего 6,5%. При этом объективную нагрузку на нефтяников, связанную с их солидными отчислениями в российский бюджет, отметил и премьер Владимир Путин во время своей "Прямой линии" в декабре прошлого года. "Скажем, в Штатах совокупное налогообложение на нефтянку процентов 15 примерно, а у нас - 50 с лишним, - заявил он. - Отсюда мы берем доходы в бюджет и финансируем социальные программы, программы, связанные с оборонкой, и т.д".
Эксперты уверены, что на фоне продолжающегося снижения цен на топливо тем более актуально выглядит вопрос о качестве продукции, предлагаемой потребителям. "ТНК-ВР вкладывает сотни миллионов долларов в развитие производства, чтобы дать потребителю топливо, соответствующее европейским экологическим нормам, - отмечают в компании. - Мы планируем инвестировать более 600 млн долларов в модернизацию НПЗ компании в Рязани, вложить более 300 млн долларов в новые проекты на Саратовском НПЗ - и это только часть крупномасштабной программы, принятой в компании".