Из-за ситуации на Ближнем Востоке цены на нефть могут вырваться за отметку 220 долларов за баррель, предсказывают международные эксперты. Это подорвет восстановление мировой экономики и приведет к еще большему удорожанию продуктов, тревожатся они.
Подобное развитие ситуации вполне реально, соглашаются российские аналитики. Всего за несколько дней нефтяные цены уже поднялись вверх почти на 20 процентов, напоминает старший эксперт ООН по энергетике, исполнительный вице-президент Московского международного нефтяного клуба Тогрул Багиров.
Тем временем разгон нефтяных цен способствует повышению инфляции, удорожанию транспортных услуг, к ним не может быстро адаптироваться мировая экономика, поясняет Багиров. Так называемая справедливая цена, которая устраивает и производителей, и потребителей сырья, находится в районе 100 долларов за баррель. Каждые последующие 10 долларов в стоимости барреля "отъедают" у мирового экономического роста примерно 0,5 процента, подсчитал эксперт.
Такой сценарий создает сложные проблемы и для России. С одной стороны, за счет роста нефтяных цен мы можем получить больше доходов в бюджет, напоминает Валерий Миронов из Центра развития Национального исследовательского университета-Высшая школа экономики. Но когда цены на сырье переходят за границу в 90 -100 долларов, Россия, как и другие нефтедобывающие страны, теряет на сокращении экспорта из-за падения спроса, предупреждает Миронов. В то же время на фоне нестабильности на Ближнем Востоке и в Северной Африке во внешнем мире Россия все больше будет оцениваться как надежный поставщик, добавляет Багиров. Что же нас ждет, если в среднем цена дойдет до 110 долларов за баррель?
К концу года курс доллара упадет до 28 рублей, прогнозирует Миронов. Бюджет в этом случае можно будет свести без дефицита. Но плохо, если минфин при этом откажется от планов по госзаймам на внутреннем рынке - это подрывает роль процентных ставок и планы Центробанка по таргетированию инфляции, переживает Миронов. Дополнительные доходы от экспорта нефти лучше аккумулировать в Резервном фонде и параллельно развивать рынок госбумаг, советует Миронов.
Вчера на Лондонской бирже цены на нефть по апрельским поставкам уже перевалили за 110 долларов за баррель, достигнув пика после августа 2008 года. И примерно 25-30 процентов в сегодняшней стоимости барреля связано с геополитическими факторами, уточняет Багиров. Причиной вчерашнего скачка котировок стали беспорядки и сворачивание нефтедобычи в Ливии, которая является крупнейшим добытчиком сырья в Северной Африке. А если одновременно производство будет остановлено и в Алжире, цены на нефть могут выйти за 220 долларов за баррель, предостерегает крупнейшая инвесткомпания Nomura Holdings Inc. Совокупная доля всей Северной Африки в мировом экспорте нефти сравнительно невысокая - около 5 процентов. Но именно этот регион - крупный поставщик "черного золота" и нефтепродуктов, а также сжиженного газа в Евросоюз. И вдобавок располагает очень крупными запасами. Поэтому ситуация в Алжире, Ливии, Тунисе и Египте впрямую влияет на нефтяные котировки.
Международное сообщество уже бьет тревогу по поводу взлета нефтяных котировок. Секретариат Международного энергетического агентства (МЭА) заявил во вторник, что, если цены на нефть превысят 107 долларов за баррель, будет созвана срочная сессия агентства. До конца февраля планируется провести и совещание ОПЕК, объединяющего крупнейших производителей нефти. Его главной темой будет быстрое удорожание "черного золота". Две влиятельные международные организации обсуждают возможность выброса на рынки резервов нефти, чтобы обуздать цены. Помимо прочего, они опасаются, что вслед за быстрым ростом в случае "умиротворения" взорвавшегося региона котировки могут слишком резко упасть. В этом тоже мало хорошего.
Резервы ОПЕК - 5 миллионов баррелей в сутки, экспорт из Ливии и Алжира - 2,8 миллиона баррелей, подсчитывает Багиров. То есть формально запасов хватает, чтобы покрыть недостающие поставки. Свои стратегические запасы есть и у стран-потребителей, входящих в МЭА. Но общая ситуация такова, что на нефтяные котировки влияют эмоции, а ими управлять сложно, объясняет эксперт. Уже к концу марта, не исключает он, цена может подняться до 120 долларов. А если "рванет" еще и в Саудовской Аравии, то баррель устремится дальше. Арабский восток горит, может возникнуть эффект домино, в условиях неразвитых демократических институтов ситуация там не успокоится быстро, опасается Багиров. Во всяком случае, турбулентность будет царить на нефтяных рынках весь этот год. Цена "встанет на место" только в 2012 году, когда в бушующих регионах окончательно сформируются новые режимы, прогнозирует эксперт. По мнению арабских экспертов, искусственность цен очевидна, но когда и насколько они опустятся, пока рано делать прогнозы. Аналитики "Ай Ти Инвест" считают, что цены снизятся на 10 долларов, а эксперты организации арабских стран-экспортеров прогнозируют падение на 10-13 долларов. Впрочем, такие пороги возможны, если не будет вброса нефти из резервов индустриальных стран.