Проблемы ценообразования создают реальные предпосылки для снижения в будущем добычи и экспорта нефти. И ведут к увеличению законсервированных нерентабельных скважин, повышению цен на нефтепродукты внутри страны.
Эта тема стала ключевой на круглом столе в Госдуме. Его участники пришли к выводу, что необходимо как можно быстрее развивать биржевую торговлю. А для этого надо ускорить разработку прозрачной системы ценообразования на нефть и нефтепродукты. Предусмотреть меры для снижения роста оптовых и розничных цен на бензин до уровня, приемлемого для населения. А также учесть предложения нефтяных компаний по уточнению формулировок закона "О защите конкуренции" в части определения основных понятий, характеризующих признаки монополизации рынка.
Это позволит сделать наш рынок нефтепродуктов более прозрачным и доступным для всех игроков, заявил "РГ" председатель Комитета Госдумы по энергетике Юрий Липатов. По его словам, сегодня основные проблемы в отрасли - высокий уровень износа производственных фондов, монополизации рынка и отсутствие информационной прозрачности. Прибавьте к этому дефицит инвестиций и низкую капитализацию нефтяных компаний по сравнению с зарубежными. Эта ситуация уже привела к росту цен на нефтепродукты и к повышению затрат. А также и к подорожанию товаров во всех секторах экономики, связанных с потреблением топлива.
Напомним, что Правительством РФ принят и реализуется ряд мер по развитию конкуренции на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов, в частности об обязательной продаже через биржу до 15 процентов сырья и нефтепродуктов. При этом если в 2008 году, когда стартовали торги на Межрегиональной бирже нефтегазового комплекса", Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже" и бирже "Санкт-Петербург", было реализовано менее 0,2 миллиона тонн, потребленных в России нефтепродуктов. В 2009 году - 2,2 миллиона тонн. А уже в 2010 году через механизм биржевых торгов было продано 7,87 миллиона тонн нефтепродуктов. По экспертным оценкам, такой же рост ожидается в 2011 году.
При этом вице-спикер Госдумы Валерий Язев заявил "РГ", что участникам рынка надо понимать: биржевая торговля не панацея. "Она лишь балансирует спрос и предложение, правила регулирования цен. На бирже будут такие же высокие цены", - уверен депутат. Поскольку те же продавцы и покупатели придут на биржу. Тем не менее, появится дополнительная прозрачность сделок, что тоже очень важно, уточнил вице-спикер. Не секрет, что Россия очень сильно зависит от мировых цен на нефть, которые в последнее время зашкалила за отметку в 100 долларов за баррель в связи с приходом на рынок спекулянтов. И универсального механизма борьбы с ними пока не существует. "Глубокий анализ кризиса 2008 года показал, что одна из фундаментальных причин, из-за которой он возник, это большая волотильность рынка нефти. Это в свою очередь привело к "надутию" пузыря. И когда собиралась большая "двадцадка" для обсуждения антикризисных мер, много говорилось о том, что нужно ограничить спекуляцию на рынке. Однако, насколько я знаю, ничего эффективного сделано не было", - сообщил Валерий Язев. Однако, по его мнению, с этим можно и нужно бороться. Один из способов - долгосрочные контракты. А чтобы держать российский рынок под контролем надо создавать систему биржевой торговли.
Напомним, что на сегодня в биржевых торгах в России участвуют практически все вертикально-интегрированные нефтяные компании, причем именно ими реализуется основная доля нефтепродуктов. Так, в 2010 году она составляла 6,95 миллиона тонн нефтепродуктов. В торгах участвуют также независимые игроки и малые НПЗ. Но этого явно не достаточно, уверен Валерий Язев. "Должно быть принято системное решение и созданы правила для функционирования нефтяных бирж. И их количество, как и на Западе, должно быть увеличено", - уверен вице-спикер Госдумы.
Однако как сообщил "РГ" вице-президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи Тимур Хакимов работа сразу нескольких биржевых площадок на рынке реального товара приведет к размыванию ликвидности. И, в результате, не будет способствовать созданию полноценного биржевого индикатора у нас в стране. "В США существует один торгующий товарными контрактами биржевой холдинг - CME-group. На ближневосточном регионе работает - Дубайская биржа. В Европе - ICE. Если в стране работают пять, или десять биржевых площадок, то возникнет ситуация, когда искусственно повышается спрос и, соответственно, цена продукта. Это происходит, когда один покупатель выставляет заявку, например, на 1000 тонн сразу на всех биржах" - уверен Хакимов.
Глава ФАС Игорь Артемьев также говорит об искусственном завышении спроса при существовании нескольких площадок. "Может быть одна биржа. С другой стороны, не должно быть ограничений в смысле допуска любых компаний к торгам на бирже и основные правила должны быть прозрачны. Вместе с тем необходимо учитывать, что рынок уже сложился и на СПбМТСБ не одна компания торгует нефтепродуктами. Мы хотим для того, чтобы ликвидность была максимальной, сделать так, чтобы торговая сессия была одна. Ведь смотрите, какая неприятная вещь происходит, если, к примеру, три биржи работают отдельно. Я подал заявку на 100 тысяч тонн на все три биржи, тем самым, спрос увеличил в три раза, хотя на самом деле, мне нужно не 300 тысяч тонн, а 100 тысяч тонн. А это, в свою очередь, увеличило цену. Для чего нам система, которая искусственно увеличивает спрос, тем самым, взвинчивая цену? Поэтому мы сейчас разработали единую площадку для торговли нефтепродуктами, уже входим с этим предложением в правительство. В этом предложении СПбМТСБ будет играть роль такого осевого скелета, там будут стоять главные сервера, а остальные площадки, которые торговали нефтепродуктами, будут включаться в рамках единой торговой сессии", - заявил Артемьев. По его словам, у них не будет главного сервера, но они будут проводить торговые сессии, регистрировать заявки и, в целом, эта система будет распространена по стране. Таким образом, биржа будет формально не одна, хотя сессия будет единая.