Завершился кинофестиваль "Дух огня"

Молодые режиссеры Андрей Стемпковский, Дмитрий Мамулия, Слава Росс, Айсыуак Юмагулов и другие сидели в одном ряду и смотрели привезенный из "Берлинале-2011" в Ханты-Мансийск фильм Александра Миндадзе "В субботу". Если одним словом определить как, то они его смотрели жадно.

...Всего через день, когда объявят победителей "Духа огня" нынешнего года, выяснится, что картина "В субботу" удостоена почетного специального приза жюри. А Айсыуак Юмагулов и его "Ловец ветра", где сыграл Марат Башаров, получил приз зрительских симпатий "Серебряная тайга". Ну а фильм Славы Росса "Сибирь. Монамур" - и вовсе стал обладателем Гран-при - "Золотая тайга".

Слава Росс, который выйдет получать приз на сцену вместе с исполнителем главной роли - заслуженным артистом России Петром Зайченко, не сразу найдет слова. Фильм его, снимавшийся два года в красноярской тайге и случившийся еще и потому, что им заинтересовался сам Люк Бессон, здесь был воспринят неоднозначно. Одним он понравился и послужил знаком зарождения нового российского кино. Другие критиковали фильм за набор клише о нашей стране, чтобы привлечь зарубежное финансирование. Председатель жюри фестиваля Александр Митта на церемонии вручения наград сказал про фильм так: "Это - не шедевр, но в этой картине есть правда".

Петр Зайченко, блестяще сыгравший заросшего щетиной сибирского старика и приехавший в таком образе на фестиваль, перед церемонией закрытия побрился. Так что зрители его не сразу узнали. Роль далась ему нелегко, ценой собственного здоровья - он все делал взаправду, вплоть до купания в ледяной воде. Зайченко получил на фестивале приз имени Александра Абдулова за лучшее исполнение мужской роли. Вторую статуэтку Абдулова получил "лучший актерский ансамбль" - Елизавета Боярская и Максим Матвеев за работу в картине "Не скажу", после съемок в которой артисты поженились.

С большим отрывом в ходе голосования приз зрительских симпатий "Золотая тайга" получили "Выкрутасы" Лео Габриадзе. Обозреватель "РГ" спросила президента фестиваля Сергея Соловьева о его вкусах в российском дебютном кинематографе.

Российская газета: Сейчас многие новые режиссеры предпочитают снимать гламурное кино. А вы сами его смотрите?

Сергей Соловьев: Гламурное кино я стараюсь не смотреть. Но вот ведь какой парадокс. Иногда гламурное кино получается человеческим, а человеческое - гламурным. К примеру, иногда картины Висконти могут показаться гламурными. Да, у фильма может быть такая видимость. Важно, чтобы внутренность была не фальшивой. А мы привыкли к фальшивому гламуру, забыв, что он может быть другим. Вот, например - на фестивале мы показывали картину Жан-Люка Годара "Жить своей жизнью". Снята всего за 25 тысяч долларов. А получилось коммерческое кино. Вот Годар для меня и есть дебютный чемпион. И для меня интересно именно соотношение Годара с современными дебютными картинами.

Кстати

Фильм - победитель Девятого Международного фестиваля кинематографических дебютов "Дух огня" уже получил приглашение на Римский независимый кинофестиваль, а затем - в Висбаден, на фестиваль Go East. Весной "Сибирь. Монамур" выйдет и в прокат, причем, что любопытно, вначале во Франции, а потом - в России.