В Российском государственном гуманитарном университете состоялась его презентация, которая плавно перетекла в научную дискуссию.
- Это очень важный исторический материал, - отметил ректор РГГУ Ефим Иосифович Пивовар. - Мы были обязаны его сделать, чтобы история без прикрас и натяжек была доступна всем, - и передал слово авторам проекта.
- Нам удалось восстановить реальную картину трагедии, - увлеченно рассказывает историк, научный консультант проекта Виктор Кондрашин. - Мы пошли по пути украинских коллег, которые в первую очередь сосредоточились на страданиях людей, на описаниях очевидцев. Все, что происходило тогда, действительно, было ужасно. Но какая причина трагедии была подлинной? Украинские исследователи не дали ответ на этот вопрос. В их работе трагедия начинается с 1932 года. Но все, что случилось тогда, было результатом политики 29 года. Именно с этого года мы можем говорить о "сталинском голоде", причиной которого стал комплекс факторов. Индустриализация страны, бюрократическая система сельского хозяйства, бесчеловечная система планирования, когда важен был результат любой ценой, без учета обстоятельств, коллективизация... В 1929 году было принято решение найти быстрые деньги, чтобы продолжить индустриализацию. С 1930 года началось форсированное выкачивание ресурсов из деревни. Крестьяне миллионами вывозились в город. Не последнюю роль сыграл и погодный фактор. В 30 году погода была великолепной, в стране собрали отличный урожай. Лето 1931 года обернулось засухой, но планы на урожай, учитывая прошлогодний результат, были удвоены. Осуществить их было невозможно. Власть была настроена выполнить план, а дальше хоть трава не расти.
Работая над сборником, ученые пытались понять, была ли альтернатива, и опубликовали документы, которые говорят о том, что был другой сценарий, предложенный правыми. Но правые потерпели поражение и их планам не дано было осуществиться.
- Это была трагедия всех народов СССР, - подчеркивает Виктор Кондрашин. - Ответственность за трагедию несла власть, которая развалила страну в условиях мирного времени.
- Мы изучили тысячи тысяч документов, - рассказывает профессор РГГУ, бывший главный архивист России Владимир Козлов, - отмечу, что сборник - это трансграничная документальная публикация, основанная на архивах трех государств - Казахстана, Белоруссии и России. Трансграничная публикация - редкость, на моей памяти за последние 20 лет было всего три-четыре таких работ.
- Не могу сегодня не упомянуть об известном историке, Викторе Петровиче Данилове, - продолжает профессор Козлов, - он организовал большой международный коллектив исследователей по подготовке уникального шеститомного издания "Трагедия советской деревни". Но в том труде тема голода рассматривалась нами сквозь призму коллективизации и раскулачивания, и была не самой главной темой. Украинские исследователи постарались пристально рассмотреть проблему голода. И у них это получилось. Наверное, многих интересует вопрос, почему мы начали работу только в 2009 году?
- Документы по 20-30 годам были давно рассекречены, - объясняет начальник управления ФСБ России Василий Христофоров, - просто не было энтузиаста, который отважился бы взять на себя эту работу. - Чтение это не для слабонервных, - признается он, - от многих документов волосы становились дыбом. Но работу эту нужно было сделать, чтобы прекратить спекуляции на тему "голодомора", которые велись на постсоветском пространстве.
Уникальный сборник документов открывает трехтомную документальную серию "Голод в СССР. 1929-1934 гг.".
Первый том издания посвящен началу великой трагедии народов СССР и включает документы с 1929 по июль 1932 года.
Во втором томе ученые планируют осветить кульминацию трагедии - голод 1932-1933 гг. Третий том будет посвящен мероприятиям сталинского режима по ослаблению голодного кризиса в 1933-1934 годах, предотвращению его повторения в дальнейшем.
Справка "РГ"
Согласно заключению комиссии при ГД, на территории Поволжья, Центрально-Черноземной области, Северного Кавказа, Урала, Крыма, части Западной Сибири, Казахстана, Украины и Белоруссии "от голода и болезней, связанных с недоеданием", в 1932-1933 годах погибло около 7 млн человек.